Куликова Елена Аександровна
Консультация для родителей «Самообслуживание в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Самообслуживание- это начало трудового воспитания дошкольника, формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка. Для этого необходимо привить ребенку навыки одевания и раздевания, принятии пищи, использования носового платка, расчёски, салфетки, культурно-гигиенических процедур, самостоятельного убирания игровых принадлежностей или материала для занятий.
Дети осваивают навыки самообслуживания через наблюдения и повторение действий взрослых, они буквально на инстинктивном уровне копируют наше поведение.
Публикация «Консультация для родителей „Самообслуживание в жизни ребенка“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Развитие навыков самообслуживание. Консультации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Дети должны уметь:
1. Одевание: одеваться и раздеваться в определенной последовательности, складывать свои вещи в шкаф, выворачивать на лицевую сторону, застёгивать и расстёгивать пуговицы. Своевременно замечать непорядок в одежде самостоятельно или обращаться за помощью к взрослому.
Для этого родители могут создавать красочные пошаговые инструкции или чек-листы и вешать их на стену. Такие карты помогут ребенку запомнить порядок действий, что особенно важно при одевании, когда ребенку приходится держать в голове длинную цепочку операций. Не пытайтесь научить ребенка всему и сразу, развивайте целиковые задачи на последовательность отдельных операций, например, сегодня учимся натягивать носки, завтра вставлять ногу в ботинок, а послезавтра делаем упор на липучку.
2. Прием пищи: правильно пользоваться ложкой, вилкой. Во время приема пищи есть аккуратно, хорошо пережёвывать пищу с закрытым ртом, после еды пользоваться салфеткой, задвигать стул и благодарить.
Если начали учить ребенка кушать самостоятельно, не отступайте. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам! Во время приема пищи попросите других членов семьи тоже присутствовать за столом, обращаться с просьбой, благодарить. Если ребенок не умеет жевать с закрытым ртом и пища падает, надо пользоваться тканевой салфеткой. Во время игр с ребенком используйте тему еды, например "званый ужин у игрушек", игры в песочнице с лопаткой.
3. Умывание: мыть руки и лицо, засучив рукава, не разбрызгивая воду. Правильно пользоваться мылом. Не мочить одежду. Насухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
Родители сами должны подавать пример своему ребенку и идти мыть руки вместе, рассказывая, о том, как полезно их мыть. При этом необходимо сделать место для умывания удобным, чтобы ребенок мог самостоятельно дотягиваться до струи и крана, а также полотенца. Использовать специальное детское мыло в виде забавных фигурок с приятным запахом. По окончании умывания важно обратить внимание детей на их внешний вид, говорить, что они стали чистые, аккуратные, на них приятно смотреть.
Все совершаемые действия нужно объяснить, лучше это делать в игровой форме с сюжетным картинками.
4. Самостоятельно убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место.
Для начала определяйте место для каждой детской вещи, проследите, чтобы у ребенка было столько игрушек, сколько он способен убрать. Полки должны быть открытыми по росту ребенка. Давайте свободу выбора: убирать самому или с вашей помощью. Каждый раз доброжелательно и спокойно напоминайте о необходимости убрать за собой.
Несмотря на то, что навыки самообслуживания включают в себя достаточно весомое количество освоенных операций, родителям не стоит забывать выделять время на освоение этих навыков через игры и многочисленные повторения.
Хочется заметить, что успешность в самообслуживании зависит также от того, как складываются отношения между педагогами, детьми и родителями. Семья учит детей самообслуживанию, даёт первоначальные умения и навыки, а детский сад их закрепляет и развивает.