татьяна носова
Консультация для родителей «Экспериментальная деятельность по ОБЖ в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность по ОБЖ в детском саду
Занятия по ОБЖ я провожу в течение всего года, они являются в своем роде «Уроками здоровья» и являются ярким подтверждением замечательных слов Г. Гейне: «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье».
Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, потребности во сне, способствующие эмоциональному благополучию, профилактике болезней и нечастных случаев.
Публикация «Консультация для родителей „Экспериментальная деятельность по ОБЖ в детском саду“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Порой бывает трудно убедить ребенка не есть снег, мыть руки перед едой, хорошо пережевывать пищу перед едой, а не заглатывать ее целиком, чистить зубы, не смотреть долго телевизор и т. д.
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются над тем, как сделать так, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, людьми. А секрет этой гармонии прост – ЗОЖ. Он включает в себя поддержание физического здоровья, отсутствие вредных привычек, правильное питание. Как правило, результатом ЗОЖ является физическое и психическое здоровье, они тесно связаны между собой. Не случайно говорят: «В здоровом теле - здоровый дух».
Тема эта актуальна для человека, так как тело – начало развития духовной личности. И то, как мы относимся к телу, и как наша душа себя чувствует в этом теле, здорово оно или нет, определяет, как мы будем относиться к своему духовному началу.
Как бы много воспитатели и родители не делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Ничего, что он еще мал. Он может многое сделать для самого себя, нужно только научить его этому.
Вопрос об обучении ребенка сознательному отношению к своему здоровью - важная проблема. Для ее решения необходима работа со стороны взрослых по ознакомлению детей со своим телом, организмом, его возможностями и особенностями функционирования.
Главная задача - поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, бережно относиться к своему организму и здоровью.
Самое интересное и непонятное для ребенка- это он сам. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Из чего я сделан? Что у меня внутри?--- это только небольшая часть вопросов, которые задают малыши.
Ответить на них самостоятельно он не может, ребенку необходима помощь взрослого человека.
Знания детей должны приходить к детям как бы между прочим. Они не должны чувствовать, что их специально чему- то обучают.
Старшие дошкольники хотят узнать о себе и о своем организме больше и подробнее. С ними уже можно проводить организованные занятия, давать им задания для наблюдений, опытов, выполнять разнообразные упражнения, разучивать дидактические и подвижные игры.
Взрослый должен быть готов к детским вопросам и не допускать таких ответов, как: «Подрастешь- узнаешь», «Ты все равно ничего не поймешь, ты еще маленький». Необходимо стараться отвечать на каждый вопрос ребенка на доступном его возрасту и уровню развития языке. Надо помнить, что внимательное отношение к детским вопросам способствует развитию познавательных интересов у дошкольников.
В целях лучшего усвоения знаний о человеческом организме на занятиях использую поисково-экспериментальный, продуктивный, игровой, проблемный методы работы, наблюдение за собой и за другими людьми, а также практические способы овладения навыками ухода за своим телом.
Вначале дети усвоили названия частей тела животных и их предназначение через загадки о животных, рассматривание картинок, чтение сказок. С детьми играли в настольно-печатные игры «Собери картинку», «Чей хвост?», «Чей нос?» и т. д.
При знакомстве с частями тела человека старалась подвести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле. Каждое занятие практически закреплялось в повседневной жизни детей, режимных моментах, например при одевании на улицу говорила: «Лучше завязывайте шапочки, чтобы вашим ушкам было тепло». Аналогично руки, ноги и т. д. Хорошо помогают в работе пословицы и поговорки, дети сами повторяют их: «Береги нос в большой мороз». Все занятия, беседы старалась проводить в игровой форме, дети много рисовали, старались отражать все части тела человека, лепили животных и человека.
Детям очень нравятся пальчиковые игры, используя различные пальчиковые игры в работе, они легко запоминали названия пальцев.
Многие дети неправильно и неохотно делают упражнения для дыхания. Для того, чтобы они с удовольствием выполняли их, я решила связать для них индивидуальные маленькие веники из пихтовых веток. Результат превзошел мои ожидания. Дети с удовольствием делали глубокий вдох, с восторгом говорили: «Лесом пахнет!». Этими веничками они делали себе самомассаж, и это им тоже очень нравилось (иголочки мягкие, щекотали друг друга).
Знания о своем теле дали хорошие результаты и в воспитании доброжелательности у детей: дети стали более осторожными в конфликтных ситуациях, меньше толпились, если случалось такое – делали замечание: «А если бы стукнулась головой или ушибла бы ногу», «Нельзя стукать по голове – головку надо беречь», «Глаза – наши помощники» и т. п.
Оздоровительные занятия, беседы помогли мне в решении множества задач, таких как:
• сохранение и укрепление здоровья;
• развитие сенсорных и моторных функций;
• формирование потребности в двигательной активности;
• профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
• приобретения навыка правильного дыхания
• развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, ориентации в пространстве);
• развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
• формирование гармоничной личности (умение дружить, чувство уважения, доброты, самокритичности) и др.
Итак, в течение года дети получили элементарные знания о строении своего организма и получили необходимые навыки ухода за своим телом.
Все мы - педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Чтобы этого избежать нужно, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте. В- третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Перечень всех этих задач стал причиной введения в системе образования в России специального курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ, формирующего личность безопасного типа всесторонне.
Первым делом изучила программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и поставила следующие задачи:
• донести правила личной безопасности до детей дошкольного возраста;
• выработать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах, в быту или в других экстремальных ситуациях.
Проводила беседы об опасности контактов с незнакомыми людьми, привела примеры из жизни, из мультфильмов, из сказок: «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Колобок», «Маша и медведь», «Кот, лиса и петух».
Занятия проводила в форме обсуждения и разыгрывания типичных опасных ситуаций контактов с незнакомыми людьми:
- «Пойдем в магазин, я куплю тебе конфет»;
- «Твоя мама попросила меня привести»;
- «Хочешь руль покрутить?» и т. д.
После бесед и обсуждений приходили к единому мнению, кто правильно поступил или как надо поступить в той или иной ситуации.
Я считаю, что важно научить ребенка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить хорошо или плохо, почему это с ним случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так.
Было проведено открытое занятие по сюжету сказки «Три поросенка», где дети закрепили знания о профессии строителя, где сравнивали дома на прочность и сделали вывод: «Наш дом – наша крепость», где можно уберечься от холода, от врагов, от чужих людей и т. д.
Дети с удовольствием мастерили домик из соломы, веток, кирпичиков (деревянный строитель). При конструировании разных построек были закреплены строительные профессии: архитектор, кровельщик, каменщик, столяр, плотник, маляр и др.
По разделу «Ребенок и природа», познакомила с проблемами окружающей среды и учила детей бережно относиться к живой природе. С детьми играли в различные дидактические игры, такие как: «Съедобное - несъедобное», «Ядовитые растения и грибы», «Хорошо - плохо». Ухудшение экологической ситуации (грязные руки, разоряют птичьи гнезда, муравейники и др.). Рассматривали красочные альбомы, открытки, книжки. Читали и даже сочиняли экологические сказки о бережном отношении к окружающему миру.
Работу по разделу «Ребенок дома» начала с экскурсии на кухню, прачечную, медицинский кабинет. Играли в дидактические игры: «Полезные инструменты», «умные машины», «электроприборы» и др. После этих бесед дети приносили мне множество вещей: найдут на улице или на полу кнопочку или иголочку. Старалась всегда их похвалить за это.
На занятиях по аппликации дети делали друг другу замечание, при неправильном обращении с ножницами, учили правильно их подавать.
Летом прогулку мы начинали с уборки территории. Впоследствии без напоминания дети сами приносили мне маленькие стеклышки, ржавые гвозди и другие острые предметы.
По разделу «Здоровье ребенка» были проведены различные формы работы с детьми: зарядка, занятие физкультурой, беседы, игры, где старалась объяснить, что здоровье – главная ценность человеческой жизни. Знакомили детей с «докторами природы: Доктор Вода, Доктор Воздух, Доктор Пища» и т. д.
При работе с детьми особое внимание уделяла эмоциональному благополучию детей, старалась воспитывать в детях доброжелательное отношение друг к другу. Находила в каждом ребенке что-то хорошее. Например, играли в игру: «Ай да имя, что за имя!» и дети стали обращаться по имени, называли разные варианты: «Кирилл – Кирюша – Кириллка, Настя – Настенька – Настена» или игра «Комплимент».
Огромная работа была проведена по разделу «Ребенок на улицах города». Знакомила ребят с правилами дорожного движения, изучали дорожные знаки, виды транспорта и т. д. Занятия старалась строить разнообразно, приносила наглядный материал, которым очень богат методкабинет. Мы занимались по серии книжек по дорожному движению Р. П. Бабиной «Увлекательное дорожное путешествие», «Советы дяди Степы», «Уроки Светофорика», «Занимательная дорожная азбука».
Проведение опытов и экспериментов – это самый короткий и результативный способ закрепления информации. «»Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – гласит народная мудрость.
Познавательный цикл всех мероприятий по теме помог мне реализовать следующие задачи.
1. Ознакомление детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов).
2. Развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены.
3. Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения.
4. Обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений.
5. Развитие творческого, критического и эвристического мышления, вариативных представлений о поведении человека в различных ситуациях.
6. Развитие интеллектуальных способностей по переносу знаний на конкретные ситуации жизни человека.
7. Постоянное внимание к речевой культуре через проблемные, обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений и действий.
8. Развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей, умения сравнивать и обобщать.
9. Усвоение системы культурно-гигиенических знаний об организме человека.
10. Содействие становлению форм естественного поведения – соблюдение правил личной гигиены в повседневной жизни детей.