Татьяна Челдышова
Консультация для родителей «Руководство игровой деятельностью»
▼ Скачать + Заказать документы
Руководство игровой деятельностью.
Игра в дошкольном возрасте является таким видом деятельности, в процессе которого при правильном педагогическом руководстве осуществляется всестороннее развитие ребенка. В сюжетно – ролевых играх должна четко соблюдаться последовательность развития игровых умений. Уровень игровых умений детей каждой возрастной группы определен “Программой воспитания и обучения в детском саду”. Следует помнить, что стимулом к игре в ясельном возрасте являются игрушки, разные атрибуты, которые надо приготовить заранее. Малышей необходимо учить игровым действиям используя разные методические приемы: показ действий воспитателем в ходе игр. Экскурсии позволяют детям наблюдать за трудом людей разных профессий на рабочих местах. Для побуждения детей к игре в этом возрасте воспитатель должен создать игровую ситуацию. Можно произвести прямое руководство игровой деятельностью детей, то есть взять на себя главную роль.
Публикация «Консультация для родителей „Руководство игровой деятельностью“» размещена в разделах
Во II младшей группе дети более самостоятельны, они берут на себя роли и стараются действовать в соответствии с ними. В этой группе воспитатель должен уделять тоже большое внимание обучению детей игровым действиям, созданию частичной игровой ситуации. Недостающие предметы и игрушки дети подбирают сами. Руководя игрой, нельзя подавлять инициативу детей, наводящими вопросами и советами надо помочь им развить сюжет. Развивая сюжет, воспитатель должен содействовать усложнению игровых умений детей. В этом возрасте необходимо учить детей распределять между собой роли с учетом желаний каждого ребенка, его знаний, личных качеств.
В средней группе детей нужно учить самостоятельно, подбирать необходимые игрушки и оборудование для игр, делать постройки из строительного материала.
В старшем дошкольном возрасте нужно учить детей объединяться для игры в большие коллективы. Введение в игру большого количества ролей способствует укреплению устойчивых игровых объединений. Сюжетно – ролевые игры старших дошкольников могут продолжаться длительное время. Содержание их постепенно развивается и усложняется. Обогащение знаний детей происходит как на занятиях, так и в повседневной жизни. При необходимости детей нужно привлекать к изготовлению атрибутов. В этом возрасте используется косвенное руководство, но при необходимости воспитатель может взять на себя определенную роль. Используя различные методы и приемы в руководстве играми, нельзя подавлять инициативу и творчество детей.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств. В игре реализуется его потребность воздействовать на мир. В. Сухомлинский подчеркнул, что “игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности ”.
Особая роль игры в воспитании ребенка требует насыщение ею всей жизни в детском саду. Нельзя заменять игру какими – либо другими формами работы. Для игры в режиме дня каждой возрастной группы отводится время до завтрака и после него, после занятий, на прогулке, вечером до ухода домой. Наиболее полноценно игра разворачивается в помещении в вечерний отрезок времени, а на прогулке – до обеда и вечером, если дети хотят продолжить начатую игру после обеда или в другой день, им нужно разрешить оставить постройку со всеми игрушками при условии, что они расставлены аккуратно. Это способствует воспитанию целеустремленности, поддерживает интерес к начатой игре.
Очень важно хорошо организовать сюжетно – ролевые игры на участке. Игры на свежем воздухе полезны для здоровья и развития детей. На участке мы учим играть с предметами – заместителями, природным материалом. Перед выходом на прогулку предлагаем подумать, как дети хотят играть, что взять с собой. Можно в группе распределить роли, чтобы каждый взял, что нужно для него.
Предметно – ролевая игра часто определяет тематическое содержание и характер детских игр. Одним из условий способствующих полноценному развитию детских игр является не только педагогически целесообразный подбор игрового материала, но и возможность для ребенка пользоваться им.
Игрушки должны находиться в разных местах групповой комнаты, чтобы играя, дети не мешали друг другу. Крупные игрушки разместить на полу. Куклы, мелкие игрушки – на полках шкафов, атрибуты для сюжетно – ролевых игр – в коробках в шкафу. Дети знают, где что находится и самостоятельно пользуются игровым материалом. Каждая игрушка имеет свое место. После игры дети самостоятельно наводят порядок в группе. Дети старшего возраста самостоятельно разворачивают сюжет игры и подбирают для этого не только игрушки, но и предметы из окружающей их обстановки: стулья, и т. п. То есть предметно – игровая ситуация конструируется самими детьми и подчинена игровому замыслу.
Игровой замысел это общее определение того, во что и как будут играть дети: в “Пожарных”, в “Больницу”, в “Парикмахерскую” и т. д. Он формируется в речи, отражается в игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является содержанием игры. По игровому замыслу игры можно разделить на более или менее типичные группы:
• бытовые игры, отражающие быт семьи и детского сада;
• игры на темы труда;
• игры с общественной тематикой (праздники, путешествия, встреча гостей).
Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать в себя отражение разных жизненных явлений.
Развитие замысла связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей старшего возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых. Богатство замысла и эффективность средств воплощения в каждой игре зависит от наличия у детей жизненных наблюдений, дополненных литературно – художественными образами, которые помогают детям перейти от прямого подражания к творческому воспроизведению игровых замыслов. Своеобразны мотивы такого творчества – это прежде всего стремление выражать свои впечатления, переживания.
Для возникновения замысла нужны яркие, волнующие ребенка впечатления. Однако появление замысла еще не говорит о том, что ребенок способен самостоятельно воплотить его в игре, так как у него нет еще необходимых навыков и умения планировать свои действия.
После рассказа воспитателя о труде пожарных, дети сговорились поиграть, но игра у них не получилась, потому что они не знали действия, производимые пожарными и как пользоваться средствами тушения огня. Предложила детям сходить к пожарному щиту. Рассмотрели все, что есть на нем. Рассказала о том, для чего нужны лом, топор, багор и показала, как ими действовать. Спросила детей: “Для чего нужно ведро?” Вспомнили строчки из стихотворения Маршака: “Тили бом, тили бом, загорелся Кошкин дом… Бежит курица с ведром, заливает Кошкин дом”. Отметила, что не всегда можно обойтись ведром. Привлекла внимание детей к ящику с песком. Рассказала, что огонь можно засыпать песком. Алсу вспомнила, как они с мамой наблюдали за пожаром в трамвае, как водитель засыпал огонь песком, а потом приехали пожарные на машине и стали заливать из огнетушителей. Алеша заметил, что на щите есть огнетушитель. “А где вы еще видели огнетушитель?” Аня вспомнила, что в группе у нас тоже висит огнетушитель. Ответственная за пожарную безопасность детского сада рассказала, как пользоваться огнетушителем, показала пожарные краны в детском саду и объяснила их назначение. Рассматривая куклу в костюме пожарного, дети еще раз уточнили особенности костюма, его назначение. Прослушав отрывок из произведения Сегал “Машины на нашей улице”, Илья рассказал детям, что у пожарной машины есть сигнальные огни (синие) и звуковой сигнал, чтобы их пропускали.
«Мы будем собирать из кубов башню”, - сказал Рустем.
“А может еще что – то можно сделать?”, - спросил Рифат.
Показала детям чертеж, на котором изображены предметы, которые можно сделать из кубов. Дети очень оживились: “Смотрите, какой самолет, - сказал Саша, - Давайте попробуем его сделать”. Сколько радости было, когда им это удалось. Дети распределяют роли и обыгрывают постройку.
Для игры “Пожарные” понадобилась машина. Павел предложил сделать ее из полифункциональных предметов. Дети внимательно рассмотрели чертежи и под моим контролем приступили к работе. Вот машина собрана. Встал вопрос, куда можно поместить средства тушения, чтобы они не занимали много места. Павлик предлагает поставить большой куб боком и сложить в него средства тушения. Большую помощь по созданию условий для игровой деятельности детей оказывают родители. Ими были сделаны: руль для машины, гайки с винтами для крепления крыльев и колес, пожарный рукав со стволом. Привлекали детей к ремонту имеющихся атрибутов. В уголке ручного труда дети с увлечением ремонтировали каски.
Для обогащения детей знаниями читали следующие произведения: Толстой “Пожарные собаки”, “Приключения пожарного”, Маршак “Пожар”, “рассказ о неизвестном герое”, Сегал “Машины на нашей улице”, Чуковский “Путаница”, “Бармалей”. Организовали прослушивание грамзаписи сказки “Кошкин дом”. Рассмотрели стенд – выставку о соблюдении пожарной безопасности в новогодние праздники, плакаты. Провели беседу о труде пожарных. Дети наперебой рассказывали о значении труда пожарных, о том, какими они должны быть. Для того, чтобы быстро справиться с огнем, пожарные должны многое уметь и знать. У них тоже бывают занятия, на которых они учатся быстро и правильно пользоваться средствами борьбы с огнем.
Подумали с детьми, как можно провести занятие. Для закрепления знаний детей провели игру “Угадай, что мы делаем и чем?”. Задумывали действие, связанное с тушением пожара, водящий отгадывал, что делали дети и чем. Игра “Составь самый интересный рассказ” развивает внимание, память, готовит детей к предстоящей игре.
В заключение еще несколько слов хочется сказать о полифункциональных предметах. Их роль велика в создании условий для игровой деятельности детей. Кубы - позволяют детям создавать разнообразную игровую обстановку при развертывании сюжетно – ролевых игр. Ребенок может сделать из них машину, самолет, прилавок магазина, пароход, капитанский мостик, подставку для мачты с флагом или светофора, столик для парикмахера и другие конструкции. Наличие полифункциональных предметов в игровых уголках способствует активизации воображения ребенка, развитию действий замещения. Такие кубы – вкладыши могут быть использованы в играх детей старшего дошкольного возраста.