Светлана Николаевна Титова
Консультация «Мозг ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Мозг ребенка»
Все мы знаем что мозг человека состоит из 2 полушарий, эти полушария соединяются между собой мостом, который передает импульсы от одного полушария другому. Полушария состоят из борозд и извилин, каждая из которых отвечает за определенную функцию организма. Так например мозжечок отвечает за координацию движения всего организма и его повреждение приводит к тонус или же наоборот вялости всех мышц и полностью раскоординирует движения организма. Так же есть определенные борозды и извилины отвечающие за речь и понимание речи. Центр мозга отвечающий за речь называется Зона Брока она находится в височной части мозга и при ее повреждение у людей теряется полностью и частично способность разговаривать, это может произойти вследствие травм, инсультов, и других кровоизлияний мозга.
Публикация «Консультация „Мозг ребенка“» размещена в разделах
Зона мозга отвечающая за восприятие речи находится в теменной части нашего мозга и называется центр Вернике. При повреждение этой зоны человек теряет способность воспринимать звучащую речь, при чем именно речь. Человек слышит высоту, тембр голоса, различает интонацию но не может распознавать слова, для него вся речь звучит как бы на зажеванной кассете. При этом поражении мозга органы слуха полностью сохранны они различают любые звуки, например мяуканье кошки от лая собаки, теряется только человеческая речь. Иногда при не правином диагнозе ребенку. одевают слуховой аппарат что приводит к полному распаду понимая речи, так как приводит к ужасным оовным болям за счет воздействия и усиления на здоровую барабанную перепонку ребенка, что современем приводит к кровоизлияния в мозг
Еще хотелось бы отметить, что дети которые только родились имеют сглаженный мозг, у них нет не борозд, не извилин и именно поэтому некоторые способности организма им пока им не даны. По мере роста ребенка мозг растет причем очень быстро ему становится тесно в черепной коробке и он собирается в борозды и извилины, которые тут же берут на себя определенные функции организма.
Так же хочется обратить ваше внимание на то, что мозг человека пожалуй самый эластичный и универсальный орган, при травмирование его зон или частей, при своевременном обечивание, другие отделы мозга могут взять на себя функцию обмертвевшего отдела и частично восстановить потерянные навыки.
Как я говорила, уже раннее что из за повреждений головного мозга может пострадать и речь, хочу более подробно остановится на нарушения речи, с детьми с этими нарушениями мы можем встретится в детском саду и хотелось бы чтобы воспитатели имели представления с чем они столкнулись.
1. Дисфония – это отсутствие фонации голоса. Голос грубый, трудно говорить шепотом. Устраняется хирургическим путем (Горин)
2. Дислалия – самое распространненое из нарушений речи, это неправильное звукопроизношение при сохранном слухе и сохранно иннервации речевого аппарата (замена звуков р-л, не правильное произношение звуков французское р). Исправляется логопедом. У детей интеллект сохранен.
3. Ринолалия – нарушения речи из за анатомических особенностей. (Заячья губа, волчья пасть). Устраняется только хирургическим путем.
4. Дизартрия – нарушения произношения обусловленное недостаточной или избыточной инервацей речевого аппарата. (тонус языка, щек, мышц на челюсти.) устраняется неврологом путем облечивания.
5. Брадилалия – патологически замедленны темп речи. Коррекции не подлежит.
6. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. Коррекции не подлежит.
7. Заикание – темпо-ритмическое нарушение речи обусловленное судорожным состояние речевого аппарата. Коррекция может быть хирургическим способом, путем обеспечения, путем режимом тишины, также выделяют нетрадиционное лечение.
8. Алалия- врожденное отсутствие или недоразвитие речи. Т. Е речи не было и не будет. Например у детей с дцп в тяжелой форме. Коррекции не поддается, интеллект страдает.
9. Афазия – утрата имеющейся речи, при параличах, инсультах, травмах мозга, нейроинфекции. Речь восстанавливается медикаментозным способом. Интеллект может быть сохранен, а может быть и нарушен.
10. Дислексия- нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднем угадывание букв, соотношение его со звуком, затрудненное сочетание букв в слоги. Не понятен смысл прочитанного. Письмо при этом не страдает. Устраняется путем коррекции логопедом.
11. Дисграфия –нарушение процесса письма. Пропуск букв в слоавх, замена схожими по звучанию. Устраняется логопедом.
Так же хочется, отметить что сейчас увеличилось число леворуких детей. Считается что рука ставится к 4-5 годам, до этого у ребенка руки развиты одинаково т. Е любое предложенное упражнение ребенок может выполнить обоими руками не испытывая при этом не какого дискомфорта. Как говорилось уже раньше, что организм человека ассиметричен, то соответственно у леворукого ребенка ведущая сторона мозга - правая. Такой ребенок более эмоционален, говорлив. Но при обучении такие дети могут испытывать определенные трудности, прежде всего конечно же трудность письма из за письма левой рукой ребенку, часто трудно ориентироваться на строке, и на всем листе в целом. Так же левше очень тяжело просто заучивать материал, ему обязательно нужно знать о чем речь, и в чем суть материла.
Леворукость это не проблема, она не как не мешает жизни, это особенность, уникальность организма. На вопрос стоит ли переучивать левшу мой ответ – однозначно нет. Процесс переучивания – это вмешательство в врожденную физиологию организма, которая заложена на генном уровне. Ребенка можно научить выполнять все рабочие действия правой рукой. Но в критических ситуациях ребенок все же выполнит действия левой рукой, так как природу не обмануть. А переучивание, это огромный стресс для организма и прежде всего для мозга где путаются поступающие сигналы.
Так же хочется, обратить ваше внимание на то, что у правшей ведущей ногой будет левая нога, а у левшей соответственно правая.
Причинами рождения леворуких детей является несколько предраспределяющих факторов: прежде всего наследственность. При чем интересным фактом является, то что леворукость чаще передается через поколение т. е от бабушки или дедушки. Вторым фактором является асфиксия плода, кровоизлияния мозга. Так же леворукость бывает приобретенной из- за травмы правой руки.
Что бы точно определить ведущую руку проводят несколько экспериментов. И потом считают по результатам большее число совпадения.
Пример проб которые проводят с ребенком :
- Попросить похлопать в ладошки, ведущая рука будет хлопать сверху;
- Сложить руки на груди крест на крест, ведущая рука будет сверху;
- Попросить поднять с пола предмет, ребенок поднимет ведущей рукой;
- Попросить открутить крышку (к примеру у лака для ногтей, ведущая рука откручивает, ведомая держит;
- Сложить руки в замок, у ведущей руки большой палец окажется сверху;
- Попросить подвести часы, ведущая рука подкручивает, ведомая держит;
- Попросить кинуть мяч как можно дальше. Кидает ведущая рука.
При спорных результатах проб на определение рукости. Проводят, пробы на определение ведущей ноги. Одной из таких проб считается: ребенку предлагаю прыгнуть с разбега. Ведущей ногой будет та которой он оттолкнется от пола. Так же можно предложить ребенку сесть на стул, затем предложить резко встать и пойти, та нога которая шагнет первой будет ведомая, а вторая ведущая. Так же принято считать, что правши засыпают на левой стороне, при согнутой левой ноге, тем самом гася нервные импульсы на ведущей ноге, соответственно у левшей все наоборот.