Юлия Короткова
Консультация для родителей. Роль экспериментирования в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Ральф Уильям Эмерсон
Мы живем в ХХl веке время информационных технологий, постоянно меняющейся информации и чтобы человек был успешным хорошо ориентировался в этом потоке, нужно научить его легко и быстро воспринимать, анализировать, осваивать новое, находить неординарные решения в различных моментах своей жизни.
Публикация «Консультация для родителей, Роль экспериментирования в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
самого рождения у детей в месте с игровой деятельностью, большое значение имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, навыков и умений, а главное как поиск, приобретение знаний самостоятельно или с помощью взрослого. Экспериментирование помогает выработать у детей дошкольного возраста самостоятельные исследовательские умения, учить собирать и обрабатывать полученную информацию. Это поможет развить у ребёнка творческие способности и логическое мышление. Ребенок – природный исследователь и неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать помогает лучше узнать окружающий его мир [2, с. 26].
Развитие познавательной активности у детей очень актуальный вопрос в данный момент. Федеральные государственные требования направляют нас на достижение у дошкольников постоянных познавательных интересов, интеллектуального развития и детской одаренности. Попытаться сформировать у выпускников детского сада такие качества как креативность и способность к поиску знаний. Опираясь на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Необходимо поощрять по возможности направлять в познавательную деятельность, чтобы они могли обнаружить все новые и новые свойства предметов. Познавательная активность это актуальная проблема потому что взаимодействие ребенка с окружающим миром зависит от его активности и деятельности. Этой проблемой занимались такие видные ученые как Е. Э. Баранова, Н. В. Зайцева, А. Н. Поддъков, Н. Минакова, А. И. Савенков, и др.
Но что же такое эксперимент и экспериментирование. Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym, которое переводится как «проба», «опыт». Экспериментом называют научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий. В широком смысле эксперимент - это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого. (Большая советская энциклопедия) А вот что говорит краткая философская энциклопедия эксперимент – «… планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении». Появление термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и доказал, что детское экспериментирование дает представление о различных сторонах изучаемого объекта о его взаимосвязи с другими объектами [1, с. 88].
По словам Н. Н. Поддъякова детское экспериментирование – это активно – преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты. «Это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам». Часто взрослые говорят: «Снег есть нельзя», «К луже не подходи», «Песок в руки не бери, испачкаешься» и т. д.
Но дети с самого рождения хотят быть первооткрывателями, исследовать окружающий мир это естественное состояние ребенка. В основе экспериментальной деятельности дошкольника лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность, а это ведет к интеллектуальному и умственному развитию. Активную деятельность детей которая способствует дальнейшему развитию надо направить в нужное русло, сделать их полезными.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Очевидно, и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. И в активном процессе познания у ребенка задействованы все органы чувств. Каждому чувству и органу чувств соответствуют объекты чувственного восприятия:
орган чувства нос - воспринимает запах. Запах, это объект чувственного восприятия;
органы чувств глаза - воспринимают свет, цвет, формы предметов, их разнообразие, действия, движения;
орган чувств язык – воспринимает вкус;
орган чувства кожа - воспринимает механические воздействия и тепловую энергию
органы чувств уши – воспринимают звук;
орган чувства мозг – воспринимает мысли и образы;
седьмое чувство, которое человеку известно, называют чутьем, а ученые интуицией.
Исходя из выше сказанного, можно сказать, что чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в экспериментальном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность[3, с. 32].
Главное достоинство метода экспериментирования в том, что он дает детям представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Во время эксперимента идет развитие памяти ребенка происходит мыслительный процесс, так как постоянно необходимость совершать различные операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Можно отметить большое влияние экспериментов на эмоциональное влияние ребенка на развитие творческих способностей, а так же развитие трудовых навыков и укрепления здоровья в связи двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод помогает в познании окружающего мира. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Можно сделать вывод, что детское экспериментирование является следствием не только ознакомления ребенка с новыми фактами, но и накопления фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.
Список литературы
Макейчик А. О., Левшина Н. И. Детское экспериментирование как средство развития дошкольника. // Международный студенческий научный вестник, 2017. № 4-5.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические
рекомендации. / Под ред. Прохоровой Л. Н. М: АРКТИ, 2005.
Харитонов З. Л. Исследовательская деятельность дошкольника. // Дошкольное воспитание, 2001. № 7. С. 32.