Криводанова Наталья
Консультация для родителей «Роль скороговорок в развитии речи школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль скороговорок в развитии речи школьников»
Скороговорка – это уникальное явление языковой культуры любого народа. Они созданы для забавы детям, и надо сказать, это очень полезная забава.
Публикация «Консультация для родителей „Роль скороговорок в развитии речи школьников“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Скороговорки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Скороговорки появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Это было увлекательной народной игрой – быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов.
Скороговорки, по определению В. И. Даля, — «род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношенья.»
Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки речевого аппарата, делая его более подвижным (развитие речевого аппарата необходимо для правильного звукопроизношения); способствуют развитию дикции и правильной, внятной, выразительной речи. К тому же, многие скороговорки сами по себе весьма забавны. Некоторые из них содержат смысловые и логические противоречия, которые интересно разбирать вместе с детьми. Смысл скороговорок становится прекрасной основой для расширения и обогащения словарного запаса ребёнка.
Также скороговорки помимо речи позволяют развивать логику и воображение, совершенствовать память и внимание детей.
Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого ( например: «Мама мыла мылом Милу». Ребёнок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.).
Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении; развивается его слуховое внимание, фонематический слух, формируется его способность к восприятию темпа и ритма речи.
Можно сказать, что разучивание скороговорок, благотворно влияет на интеллектуальное развитие ребенка, поэтому помогает при обучении в школе.
Совет родителям : если ваш ребенок не произносит какой–либо звук, постарайтесь подобрать скороговорку, в которой нарушенный звук отсутствует, чтобы не закреплять неверное его произношение. И, наоборот, если необходимо закрепить какой-либо звук в речи ребенка, разучите с ним скороговорку насыщенную данным звуком.
Методика работы с уже выбранными или самостоятельно придуманными скороговорками достаточно известна : начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука до максимально четкого и быстрого произнесения всей скороговорки.
К. С. Станиславский рекомендовал работать со скороговоркой пошагово :
вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. После того, как этот этап успешно пройден: ребёнок выучил текст и произносит правильно все звуки, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе а там и в быстром, но помните о чёткости скороговорки. Предложите ребёнку повторить её три раза подряд.
При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог: сжимать пальцы в кулачки; загибать поочередно пальцы; нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; стучать ладонью по столу; подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мячик из одной руки в другую; перебрасывать мяч друг другу; прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки; имитировать «ввинчивание» лампочки.
В случае затруднения можно разделить скороговорку на несколько частей и учить каждую часть по отдельности. Точно так же можно разбить на части трудно произносимое слово ( например: рододендроны).
Предлагаю вашему вниманию новые скороговороки :
Скороговорки для автоматизации звуков Р, РЬ:
1. Рома Рыков во время коронавируса приготовил
раствор и дороги продезинфицировал.
2. Из Турции Арина привезла мандарины.
3. У Григория на грядках редкий успех –
Растет редис, крыжовник и грецкий орех.
4. Растут за горой, за пригорочком
Красивые красные розочки.
Срывает Егор эти розочки
Для Раечки и для Розочки.
5. Вечером в гараже три друга перебирали карбюратор.
6. Рома был на карантине: вновь коронавирус.
Из поездки он привез сувенир – папирус.
Скороговорки для автоматизации Л, ЛЬ:
1. Николай Гоголь написал умело,
Как летал Вакула, и каким был смелым.
2. Захотела Ангелина в Лангепасе молока,
Самолетом доставляют - будет ждать его пока.
3. В Таиланде консул жил,
Летал то в Лаос, то в Алжир.
4. Для Алены в Лимассол лилии привез посол.
5. Алла Николаевна поливала на клумбе белые лилии.
Скороговорка для автоматизации звука В:
1. Вова, Валя, Вадик и «Жан-Клод Ван Дам»
Везут в вагоне веники во Вьетнам.
Скороговорка для автоматизации звука Ф:
1. На фуршете Фаина сделала фото: тефтели, финики, фундук и фисташки.
2. На фиалковой софе Фая пьет кофе.
Скороговорки для автоматизации свистящих звуков (С, СЬ, З, ЗЬ)
1. Сеня Семенов старательно готовится к областным соревнованиям по баскетболу.
2. Зуев Захар занимается в спортзале зарядкой.
3. На заре Захар для Вики привез корзину земляники.
4. В закусочной у Азы запекали зразы.
Скороговорки для автоматизации шипящего звука (Щ)
1. Щуплый Щепкин за обе щеки уплетает щи из щавеля.
2. Щедрый Щетинин обещал пощадить Щелкунчика в Щукинском училище.
3. Мещанка Щербинина щеголяет в плаще.
Скороговорки для автоматизации аффрикат (Ц, Ч)
1. Цискаридзе на сцене танцует балет,
Который называется «Спящая красавица».
2. Во дворце у царя есть красавица-царица,
А у той царицы в светлице – Царь-птица.
3. Карточку не считывает,
Оплачиваем наличными!
Как работать со скороговорками?
1. Прочитать скороговорку и предложить ребенку рассказать, о чем она.
2. Поразмышлять над значением сложных слов или объяснить их значение.
3. Предложить взять мяч, и ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.
4. Предложить повторить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
5. Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
6. Предложить проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. При этом, надо хлопать и говорить сначала медленно, затем, все быстрее и быстрее.
7. Устроить соревнование – кто быстрее проговорит скороговорку? Время можно замечать по секундной стрелке.
8. Проговорить скороговорку 2 или 3 раза подряд и не сбиться.