Получи документы

Консультация для родителей «Роль скороговорок в развитии речи школьников»

Криводанова Наталья
Консультация для родителей «Роль скороговорок в развитии речи школьников»

Консультация для родителей.

«Роль скороговорок в развитии речи школьников»

Скороговорка – это уникальное явление языковой культуры любого народа. Они созданы для забавы детям, и надо сказать, это очень полезная забава.

Публикация «Консультация для родителей „Роль скороговорок в развитии речи школьников“» размещена в разделах

Скороговорки появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Это было увлекательной народной игрой – быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов.

Скороговорки, по определению В. И. Даля, — «род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношенья.»

Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки речевого аппарата, делая его более подвижным (развитие речевого аппарата необходимо для правильного звукопроизношения); способствуют развитию дикции и правильной, внятной, выразительной речи. К тому же, многие скороговорки сами по себе весьма забавны. Некоторые из них содержат смысловые и логические противоречия, которые интересно разбирать вместе с детьми. Смысл скороговорок становится прекрасной основой для расширения и обогащения словарного запаса ребёнка.

Также скороговорки помимо речи позволяют развивать логику и воображение, совершенствовать память и внимание детей.

Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого ( например: «Мама мыла мылом Милу». Ребёнок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.).

Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении; развивается его слуховое внимание, фонематический слух, формируется его способность к восприятию темпа и ритма речи.

Можно сказать, что разучивание скороговорок, благотворно влияет на интеллектуальное развитие ребенка, поэтому помогает при обучении в школе.

Совет родителям : если ваш ребенок не произносит какой–либо звук, постарайтесь подобрать скороговорку, в которой нарушенный звук отсутствует, чтобы не закреплять неверное его произношение. И, наоборот, если необходимо закрепить какой-либо звук в речи ребенка, разучите с ним скороговорку насыщенную данным звуком.

Методика работы с уже выбранными или самостоятельно придуманными скороговорками достаточно известна : начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука до максимально четкого и быстрого произнесения всей скороговорки.

К. С. Станиславский рекомендовал работать со скороговоркой пошагово :

вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. После того, как этот этап успешно пройден: ребёнок выучил текст и произносит правильно все звуки, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе а там и в быстром, но помните о чёткости скороговорки. Предложите ребёнку повторить её три раза подряд.

При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог: сжимать пальцы в кулачки; загибать поочередно пальцы; нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; стучать ладонью по столу; подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мячик из одной руки в другую; перебрасывать мяч друг другу; прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки; имитировать «ввинчивание» лампочки.

В случае затруднения можно разделить скороговорку на несколько частей и учить каждую часть по отдельности. Точно так же можно разбить на части трудно произносимое слово ( например: рододендроны).

Предлагаю вашему вниманию новые скороговороки :

Скороговорки для автоматизации звуков Р, РЬ:

1. Рома Рыков во время коронавируса приготовил

раствор и дороги продезинфицировал.

2. Из Турции Арина привезла мандарины.

3. У Григория на грядках редкий успех –

Растет редис, крыжовник и грецкий орех.

4. Растут за горой, за пригорочком

Красивые красные розочки.

Срывает Егор эти розочки

Для Раечки и для Розочки.

5. Вечером в гараже три друга перебирали карбюратор.

6. Рома был на карантине: вновь коронавирус.

Из поездки он привез сувенир – папирус.

Скороговорки для автоматизации Л, ЛЬ:

1. Николай Гоголь написал умело,

Как летал Вакула, и каким был смелым.

2. Захотела Ангелина в Лангепасе молока,

Самолетом доставляют - будет ждать его пока.

3. В Таиланде консул жил,

Летал то в Лаос, то в Алжир.

4. Для Алены в Лимассол лилии привез посол.

5. Алла Николаевна поливала на клумбе белые лилии.

Скороговорка для автоматизации звука В:

1. Вова, Валя, Вадик и «Жан-Клод Ван Дам»

Везут в вагоне веники во Вьетнам.

Скороговорка для автоматизации звука Ф:

1. На фуршете Фаина сделала фото: тефтели, финики, фундук и фисташки.

2. На фиалковой софе Фая пьет кофе.

Скороговорки для автоматизации свистящих звуков (С, СЬ, З, ЗЬ)

1. Сеня Семенов старательно готовится к областным соревнованиям по баскетболу.

2. Зуев Захар занимается в спортзале зарядкой.

3. На заре Захар для Вики привез корзину земляники.

4. В закусочной у Азы запекали зразы.

Скороговорки для автоматизации шипящего звука (Щ)

1. Щуплый Щепкин за обе щеки уплетает щи из щавеля.

2. Щедрый Щетинин обещал пощадить Щелкунчика в Щукинском училище.

3. Мещанка Щербинина щеголяет в плаще.

Скороговорки для автоматизации аффрикат (Ц, Ч)

1. Цискаридзе на сцене танцует балет,

Который называется «Спящая красавица».

2. Во дворце у царя есть красавица-царица,

А у той царицы в светлице – Царь-птица.

3. Карточку не считывает,

Оплачиваем наличными!

Как работать со скороговорками?

1. Прочитать скороговорку и предложить ребенку рассказать, о чем она.

2. Поразмышлять над значением сложных слов или объяснить их значение.

3. Предложить взять мяч, и ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.

4. Предложить повторить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

5. Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.

6. Предложить проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. При этом, надо хлопать и говорить сначала медленно, затем, все быстрее и быстрее.

7. Устроить соревнование – кто быстрее проговорит скороговорку? Время можно замечать по секундной стрелке.

8. Проговорить скороговорку 2 или 3 раза подряд и не сбиться.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей»Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей» В настоящее время одной из наиболее важных, и глобальных проблем общества, является состояние здоровья наших детей. Как известно, физическое.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,.

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка»Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка» Я б в строители пошел,пусть меня научат! Особое место среди игр дошкольников занимают строительные игры. Ведь строительная игра — прежде.

Консультация для родителей «Роль творческих объединений дополнительного образования в развитии младших школьников» Работая в Центре дополнительного образования с учениками начальных классов,я всегда нахожу много нового и интересного в детях,их отношении.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка»Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка» Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребенок трех.

Консультация для воспитателей и родителей «Роль пальчиковых игр в развитии ребенка» Уважаемые родители, коллеги. Сегодня мы с вами поговорим о роли пальчиковых игр в развитии ребенка. Сначала я хочу поиграть с вами в самую.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль скороговорок в развитии речи школьников»
Опубликовано: 4 февраля 2022 в 09:10
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Роль скороговорок в развитии речи школьников»» (включая файлы) размещена пользователем Криводанова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД