Приложение МААМ

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Мартынова Александра Ивановна
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном возрасте познавательная деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

В ходе опыта дети высказывают свои предложения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка“» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС ребё нок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.

Экспериментирование, являясь основой любого знания, предоставляет взрослым возможность воспитывать ребенка наиболее приспособленным к окружающей жизни, соответствующим ее требованиям, целеустремленным и смелым преобразователем мира, не боящимся ошибаться и пробовать все сначала.

Само слово «экспериментирование» является многозначным. Оно может выступать как метод обучения, как форма организации педагогического процесса и, наконец, является одним из видов познавательной деятельности детей.

Дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать для этого условия. Проведение опытов, наблюдений помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию основ научного мировоззрения.

Какая же роль семьи в развитии поисково- исследовательской активности ребенка?

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

Следуйте совету В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Для того чтобы поддерживать интерес детей дошкольного возраста к познавательному экспериментированию необходимо:

• Не отмахиваться от желания малыша. Так как в основе любого желания лежит любознательность.

• Не отказываться от совместных занятий с ребенком. Дети не могут развиваться без участия взрослых.

• Не запрещать без объяснений. Запреты сковывают самостоятельность и активность.

• Если Вы что-то запрещаете, то обязательно объясните, почему запрещаете. Помогите разобраться что можно и как можно.

• Не указывать на недостатки и ошибки деятельности малыша, так как это приводит к потере интереса к этому роду деятельности.

• Поощрять любопытство, это вызовет потребность в новых впечатлениях. Любопытство порождает любознательность, потребность в исследовании.

• Предоставлять возможность малышу действовать с различными предметами и материалами.

• Поощрять желание экспериментировать с разными предметами.

• Побуждать ребенка доводить начатое дело до конца. Положительная оценка взрослого очень важна для него.

• Проявлять заинтересованность к деятельности ребенка. Беседовать с ним о целях, о его намерениях, о том каким путем добиться желаемого результата.

Проведение экспериментов надо рассматривать не как развлечение, а как один из методов ознакомления детей с окружающим миром. Это очень эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты объединяют все стороны воспитания и все виды деятельности.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста.

Что плавает а, что тонет?

Цель: выяснить, что не все предметы тонут.

Материалы: жидкость, предметы из различных материалов

Процесс: поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.

Вывод: Предметы из дерева не тонут.

Куда деваются сахар и соль?

Цель: выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.

Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.

Процесс: дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?

Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.

Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.

Какого цвета вода?

Цель: выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.

Материалы: Прозрачные стаканы воды, гуашевые краски (красная, желтая, синяя).

Процесс: окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться оранжевая вода.

Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получится зеленая вода.

Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться фиолетовая вода.

Так же можно смешивать и сами краски.

Вывод: при смешении красок определенного цвета получается другой цвет.

Куда девалась вода?

Цель: выяснить, что ткань впитывает воду.

Материалы:

Процесс: налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.

Вывод: Ткань впитывает воду, и сама становится мокрой.

С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.

Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины.

Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.

Чем больше вы с ребенком будете экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Обычаи жизни в семье,отношения между взрослыми,вся обстановка влияет на детей. Воспитание-это ежечастное и ежеминутное занятие,в котором.

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка»Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка» Я б в строители пошел,пусть меня научат! Особое место среди игр дошкольников занимают строительные игры. Ведь строительная игра — прежде.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Спектакль возникает только тогда, когда его играют. (Ханс Георг Гадамер) Наиболее распространённой формой организации детского досуга в.

Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка»Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка» Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребенок трех.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
Опубликовано: 3 ноября 2020 в 22:30
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Мартынова Александра Ивановна (УИ 1301311) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД