Елена Зимнюкова
Консультация для родителей «Роль родителей в процессе адаптации ребенка к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
" Роль родителей в процессе адаптации ребенка к детскому саду"
Ваш малыш подрос, и уже недалек тот день, когда вы приведете его в детский сад. Многие из вас волнуются, тревожатся о том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, капризничать, расстраиваться при расставании с близкими, домом. Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики и здоровья. Для нас с вами, людей взрослых, перемена обстановки, встречи с новыми лицами – дело привычное. Иное дело – ребенок первых лет жизни. Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, так как любое приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. В раннем возрасте это особенно сложная задача. Дети тяжело переносят даже временную разлуку с родителями, домом и привычным для него укладом жизни. Они часто отказываются от общения с незнакомыми людьми. Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда и пугает новая обстановка: большая гулкая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые - воспитатели и няня. На первых порах непривычен и уклад жизни в детском саду : иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе. Таким образом, под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. В среднем длительность адаптации у детей длится 2 – 3 недели. На характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов. Прежде всего, возраст ребенка : чем младше ребенок, тем проще он привыкает. Затрудняет привыкание к детскому саду состояние здоровья ребенка. Опыт показывает, что сложнее и длительнее протекает процесс адаптации у детей ослабленных, страдающих аллергией, частыми ОРЗ. И наоборот, безболезненнее осваиваются в детском саду дети здоровые, физически крепкие. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников. Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, Привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям - причины, тормозящие образование у малыша умения контактировать с Незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, няне, что усложнит уход за ним. Дети гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателями, няней. У таких детей, адаптационный период длится несколько дней. Итак, задача родителей - помочь своему ребенку пройти такой рубеж войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. - Прежде всего необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду. - Желательно, чтобы вы познакомились с меню детского сада и приучили детей к блюдам,включенным в него. Учите детей кушать разнообразную пищу, тщательно жевать,после еды пользоваться салфеткой. -Ребенок должен постепенно привыкнуть к детскому саду :приведите его вначале на 2 часа,постепенно увеличивая его пребывание до обеда,и только потом оставляйте на целый день. -О предстоящем поступлении ребенка в детский сад говорите с ним как о радостном событии. Внушайте, что ему будет хорошо в детском саду,что его ждут добрые воспитатели,веселые дети,много игрушек. Чтобы развеять тревогу ребенка,предварительно посетите группу. Лучше всего привести малыша,когда дети гуляют или играют. -Подберите ребенку удобную одежду и обувь,чтобы они соответствовали нужному размеру. -Приводите ребенка заблаговременно, чтобы он успел поиграть в игрушки до завтрака. -Не пугайте ребенка детским садом,чтобы у него не сложилось негативное отношение к детскому саду. -Необходимо рассказать воспитателю об индивидуальных особенностях ребенка,чтобы воспитателю было легче найти к нему подход. -Можете дать ребенку в детский сад любимую игрушку,она будет напоминать ему о доме.
Публикация «Консультация для родителей „Роль родителей в процессе адаптации ребенка к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Адаптация детей в детском саду. Советы родителям
Дошколята, от 3-х до 6-ти
Основной проблемой при поступлении ребенка в детский сад является успешная адаптация малыша к новым условиям. Конечно, каждый родитель желает, чтобы этот процесс прошел без затруднений. И во многом, это зависит именно от родителей.
Адаптация, являясь приспособлением организма к новой остановке, несомненно, представляет собой сложный процесс. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка. Поэтому, особенно важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка для осуществления его наискорейшей адаптации к новой, непривычной обстановке.
Нужно отметить, что нередко, стресс, вызванный сменой привычной обстановки приводит к раздражительности, повышенной ранимости и эмоциональной неустойчивости детей. Постоянное внимание и поддержка со стороны работников детского дошкольного учреждения являются несомненным, но не единственным условием успешной адаптации ребенка. Главную роль в процессе адаптации играют именно родители. В связи со всем вышесказанным, родителям, дети которых должны впервые отправиться в детский сад можно порекомендовать несколько следующих советов.
Прежде всего, родителям важно постоянно подчеркивать, как ребенку будет хорошо и весело в новом саду. Детский сад ни в коем случае не должен ассоциироваться с чем-то негативным. Так, не следует пугать ребенка детским садом, говорить что-то вроде «Если будешь снова себя плохо вести, отведу тебя в детский сад». Дома следует больше играть в подвижные эмоциональные игры, а также уделять большое внимание рисованию, лепке, развивающим играм. Можно также посоветовать играть с ребенком в «детский сад», при этом роль ребенка может выполнять или он сам или одна из его игрушек. При этом каждый раз важно говорить ребенку, что ему будет также весело и интересно в детском саду. Таким образом, еще до первого похода в детский сад у ребенка сложится положительно представление о детском саде. Важно, чтобы ребенок понимал, что родители рады тому, что он будет ходить в детский рад и всячески готовы его поддержать.
Еще до первого похода в детский сад, важно приучить ребенка к новому режиму дня. Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен и резкая его перемена станет новым фактором стресса. Поэтому следует заранее узнать режим дня детского сада, в который будет ходить ребенок (почти во всех детских садах он одинаковый) и постараться адаптировать к нему ребенка. Лучше начать адаптацию за один - два месяца до похода в детский сад.
Следует также обратить внимание на питание ребенка и по возможности ввести в домашний рацион блюда из меню детского сада : каши, супы, запеканки и т. д. Ребенок, который привык есть исключительно блюда быстрого приготовления, сосиски и пельмени, вряд ли будет чувствовать себя комфортно при смене рациона и скорее всего, будет отказываться от непривычной еды в детском саду.
Ребенка также желательно обучить необходимым навыкам самостоятельного существования: ребенок должен уметь одеваться, раздеваться без посторенней помощи; есть с помощью вилки и ложки; умываться; вытирать руки. Кроме того, можно посоветовать одевать в садик ту одежду, в которой ребенок чувствует себя свободно, которую он в состоянии самостоятельно снимать и одевать. Ребенок не должен бояться испачкать или помять эту одежду.
Необходимо, чтобы адаптация к детскому саду происходила постепенно. Родителям можно порекомендовать, сначала просто привести ребенка в группу и дать ему возможность познакомиться с воспитателем, поиграть с ребятами. Ребенок должен привыкнуть к новой обстановке и новому окружению, новым правилам, отсутствию мамы. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад всего на один - два часа, при этом мама может оставаться в группе. Затем ребенок может остаться в саду на несколько часов, но уже без мамы. В последующую неделю пребывание в детском саду может быть увеличено до обеда. Примерно через неделю родители могут оставить ребенка уже на целый день. В детский сад можно взять любимую игрушку, таким образом, для ребенка связь с домом будет сохраняться.
Следуя этим нехитрым правилам, родители смогут максимально сократить травмирующие факторы, связанные со сменой привычной обстановки и первым походом в детский сад. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир.