Аношина Валентина Ивановна
Консультация «Игры в формировании правильной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила учитель-логопед: Аношина В. И.
МДОУ «Д/ сад № 23» г. Коркино ] Проводя наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного, можно сделать вывод, что, если у детей нет тяжелых речевых нарушений, а выработалась «нечистая» речь это процесс неправильного воспитания.
Формирование речи ребенка в семье начинается с самого раннего возраста. Главную роль в этот период отводят словесным речевым играм. Это игры в подражание. Показывая игрушки – предметы, например: курочку, петушка, кошку озвучиваем «голос животного».
Публикация «Консультация „Игры в формировании правильной речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Кошечка говорит: «Мяу-мяу». Петушок: «Ку – ка - ре- ку». Курочка: «Ко-ко».
Родители показывают игрушку, обращают внимание на образ. Осязание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка. Малыши быстрее учат названия предмета, если его ощупать, а не только наблюдать визуально.
Подбирать игрушки надо яркие, близкие к оригиналу, удобные, чтобы ребенок легко смог взять в руки, тактильно обследовать, выделить и показать отдельные части:
- где носик?
- где ротик?
- где глазки?
- где головка?
Задействуем несколько анализаторов: зрительное восприятие, тактильные ощущения, слуховое внимание, побуждение к речи.
Тем самым вызываем у ребенка желание повторить услышанный звук, связать с игрушкой – предметом, запомнить эту игрушку.
В более поздний период, когда начинается обучение детей произношению звуков и слов, большую помощь оказывает народный фольклор. Это потешки, прибаутки, песенки. Очень мелодичные, с повторяющимися словами, образные, позволяющие обыгрывать содержание, что побуждает ребенка к подражанию.
Ай-лю-ли, лю-ли, лю-ли
прилетели гули.
Гули стали ворковать
Катю спать укладывать (покачивание куколки)
Прилетели гули,
Гули-голубочки.
Сели на головку
На головку дочки (показываем, как садятся на головку)
Или: Ай, качи-качи-качи
под подушкой калачи.
В руках прянички (показывают ручки)
В ножках яблочки. (показывают ножки)
Ладушки-ладушки, (хлопать в ладоши)
К бабушке в окошко (сделать окошко из пальцев рук)
Постучали: тук, да тук (стучат одним кулачком о другой)
- Это – внучка! (поднять правую руку)
- Это – внук! (поднять левую руку)
Заходите за порог (разводят руки в стороны)
Будем стряпать колобок («стряпают» руками колобок).
Такие многократные повторения простых звучаний очень полезны в развитии речи малыша. На примере своей речи взрослые учат ребенка, побуждая его к подражанию. И если в семье нет такого общения, нет и динамики в развитии речи, разговорная речь у детей попросту задерживается.
Развитие речи само по себе не происходит. Примером тому могут служить дети – маугли, где ребенок не слышал человеческую речь, мог воспроизводить только звуки и повадки тех животных, в контакте с которыми они жили.
Необходимо учитывать и индивидуальные особенности детей, одним достаточно хорошего примера взрослого, другим же необходима более активная помощь.
Только постоянное общение родителей, старших детей позволяет правильно развивать речь малыша в семье. Появляется любознательность по отношению к речи. В этот период очень важно общение ребенка со сверстниками в детском коллективе. У детей создаются благоприятные условия для развития речи. Дети находятся в среде общения, где контакт со сверстниками вызывает необходимость говорить.
Роль взрослых в этот период научить общаться с другими детьми и взрослыми.
Надо стремиться, чтобы дети 3-4 лет говорили ясно, четко, учились правильно произносить звуки и знакомые слова. Чтобы речь формировалась нормально надо работать над звуковой культурой речи. Необходимо уделить внимание речевым основам:
- звукопроизношению;
- звукопополняемости;
- четкой дикции;
- просодике (темп, ритм);
- плавности речи, интонации;
- культуре речи.
Чтобы правильно произносить звуки и слова, дети должны хорошо владеть координацией языка, губ, мягкого неба, дыханием, голосовыми связками, а этим дети овладевают достаточно трудно. В раннем возрасте вызываем у детей гуление по подражанию, позднее в виде игры – артикуляционные упражнения. Эти упражнения помогают укреплять речевые мышцы, и подготавливают базу для чистого звукопроизношения.
Для предпосылки постановки звука [Р] отрабатываем быструю вибрацию и гибкость кончика языка. Предлагаем поиграть в «Лошадок» (подсосать язык и отрывать от неба, так лошадки цокают копытцами.
Для шипящих и свистящих звуков необходимо выработать сильную струю воздуха. Предложить детям сильно дуть на одуванчик, кораблик в тазу с водой, пускать мыльные пузыри ит. д.
Можно поиграть в «комариков» - летят и звенят [З-З-З].
В кране нет воды и он свистит [С-С-С]. Надо показать правильное положение языка.
«Жук жужжит»- [Ж-Ж-Ж]. «Змея шипит» - [Ш-Ш-Ш]
Хорошо помогают игры с пением и произношением слов речитативом :
1. «Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок
Ехал Ванюшка дружок…
Ехал Ваня поспешал,
Со добра коня упал…»
2. «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала»
3. «Баю-баю, баю-бай
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули
Мою Таню не буди…»
Можно проводить игры на отработку силы голоса: «Громко-тихо», «Паровоз далеко-близко», «Успокой куклу».
Хорошо использовать для таких упражнений настольные игры с картинками. «Чья мама?», «Голоса животных» и т. д. Эти игры помогают вызвать желание у детей звукоподражанию.
Для развития фонематического слуха большое значение имеет слушание музыки. Для детей старшего возраста можно использовать такие игры, как: «Узнай по голосу», «Эхо», «О чем говорит комната? Улица?» (закрыть глаза и послушать). Затем предложить звуками изобразить, что услышал, а другие должны угадать.
Эти игры помогают детям воспринимать звуки и учиться внимательно, слушать.
Особое место уделяем пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой моторики тесно связано с речевыми зонами головного мозга. Ученые нейробиологи и психологи доказали связь между моторикой руки и развитием речи, Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно отделы, которые отвечают за речевое развитие. Чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Но надо помнить, что у ребенка две руки, поэтому упражнения надо выполнять и левой и правой рукой.
1.«Пальчик, пальчик, где ты был? (загибаем по очереди пальчики на руке)
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.»
2.«Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала (загибают пальчики от большого до мизинца)
А этому не дала (держат мизинец)
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил-
Тебе нет ничего.
3.«Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая, (строят «рожки»)
Ножками топ-топ (ударяют кулачками по коленям)
Глазками хлоп-хлоп» (руки поднять и сжать - разжать кулачки)
Очень удобно для игр-драматизаций использовать знакомые детям стихи. Отрабатывать интонацию, выразительность речи, творчество.
1.«Идет бычок качается,
Вздыхая на ходу:
- Ой, досточка кончается,
Сейчас я упаду»
2.«Вперевалочку идет
Косолапый мишка.
Он принес в подарок мед
И большую шишку».
3.«Мишка лапу занозил.
Наступил на шишку.
Обозлился, погрозил:
«Ты узнаешь мишку!»
Сказки «Три медведя», «Колобок», «Теремок».
Игры со строительным материалом помогают в работе с предлогами, в работе над ориентацией в пространстве. Ребенок «оречевляет» все свои действия.
И венцом в развитии речи является сюжетно – ролевая игра. Ролевые игры создают ситуацию для общения и условия для возникновения спонтанной речи. Целью этих игр является расширение и уточнение, активизация словаря. Такие игры «Семья», «Дочки-матери», «Магазин», «Больница» и т. д.
Такая планомерная и системная работа взрослых, несомненно, поможет вовремя исправить недостатки, не позволит им укорениться. Работу надо начинать в тот период, когда процесс развития происходит наиболее интенсивно, и речь ребенка наиболее гибка и податлива.