Рубель Лариса
Консультация для родителей «Роль развивающих игр для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : «Роль развивающих игр для детей»
"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"
В. А. Сухомлинский.
1. Игра и её значение для развития ребенка
Публикация «Консультация для родителей „Роль развивающих игр для детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
1.1 Особенности развивающих игр
Жизнь детей ярко и значительно проявляется в играх, и если эти игры подбирать продуманно, проводить правильно, то именно в играх можно достичь того, чего нередко трудно добиться путем пространных бесед, очень утомляющих детей. Подмечая, как дети ведут себя во время игры, педагог может вовремя поправить ребенка, помочь ему. В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества, и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Если игры действительно увлекли ребят, то воспитатель имеет в своем распоряжении и необходимые иногда меры наказания, вплоть до исключения детей из игры за нарушение правил, за плохое поведение.
Игра - это одно из слагаемых средств, методов и форм, применяемых в целях воспитания. Игра подобна белилам в живописи, без которых не получится картины. Это сравнение приведено для того, чтобы верно представить место игры во всей композиции воспитательного процесса.
Игра нужна и при воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно скомпоновать игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством. Игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с другими детьми, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.
Игры вызывают веселое и бодрое настроение, приносят радость. Увлеченные живой, эмоциональной игрой, дети легче усваивают и приобретают различные полезные навыки и знания, которые понадобятся им в жизни. Хорошо известно, что ребенка не может удовлетворить одна игра, как бы ни была она увлекательна и интересна. Нужно много игр. Выбор этих игр зависит от обстановки, в которой они проводятся: дома, в школе, во дворе или в лагере, в узком кругу или в большом детском коллективе. Они должны постоянно меняться и усложняться по мере роста ребенка, развития его навыков, расширения кругозора.
Семья не может полностью удовлетворить эти разнообразные и постоянно растущие запросы детей. Эту задачу должны решать детские учреждения
1.2 Роль игр в развитии и воспитании
При планировании работы на учебный год воспитатели ставят перед собой цели и задачи посредством которых они будут развивать творческие способности учащихся, физические возможности учащихся, помогать в усвоении учебного материала, создавать дружный детский коллектив.
Вот почему игры во всем своем многообразии широко применяются в воспитательной работе с детьми. Однако для проведения игр должны быть созданы соответствующие условия. Главнейшими из них являются: изготовление игр, организация детских игровых зон и площадок, выработка правил игр.
Одной из форм развивающего воспитания и обучения являются развивающие игры, в которых выделяются следующие характерные признаки:
1. необходимость для ребенка действовать в воображаемом плане, что ведет к развитию всех типов мышления, способности выстраивать воображаемые ситуации;
2. умение в игровых ситуациях ориентироваться в человеческих взаимоотношениях, т. к. игра направлена на их воспроизведение;
3. формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми, где игра невозможна без согласованных действий.
Все эти требования являются необходимыми в самостоятельной игре ребенка.
В качестве основного мотива для игры педагоги и психологи выделяют фантазирование. Именно оно делает ребенка независимым от разных обстоятельств, позволяет менять и модулировать роли в играх. Для успешного обучения детям необходимо не только использовать специальные средства, но и обозначить смысл своих действий. Развивающие игры позволяют ребенку посмотреть на все происходящее с точки зрения своего будущего. Это первый шаг к развитию у ребенка воображения, интеллекта, памяти, к совершенствованию личности.
С точки зрения методики воспитания можно выделить 3 способа построения игр:
1. предметно-действенный (развертывание и условные обозначения предметных действий в игре);
2. ролевой (ролевое поведение, связанное с обозначением и реализацией условной ролевой позиции и подчиняющее себе предметно-игровые действия, смысл которых уже определяется ролью);
3. сюжетный (создание сюжета, которое помогает развертывать последовательность игровых ситуаций, определяющих собой игровые роли и реализующие их действия, их обозначение и планирование).
Каждый последующий способ является более сложным по отношению к предыдущему и как бы вбирает его в себя. Каждый этап овладения способами построения игры самоценен и является мощным средством развития ребенка, формирования его личности.
Всякая игра для ребенка - это набор правил и различных целей, которые он воспроизводит с помощью наглядных пособий: кубиков, пластилина, детского конструктора, ткани, бумаги и др. Знакомство детей с задачами игры происходит при помощи разных форм общения: это и устная инструкция, и показ сделанной модели, и рассматривание наглядного пособия. Цели и задачи игр должны ставиться в порядке возрастания сложности, что позволяет идти вперед, совершенствовать навыки и умения детей.
Рекомендации в проведении игр.
1. Задачи игр и порядок их проведения нельзя объяснять детям жестом, взглядом. Необходимо очень четко и доступно донести их до детей.
2. Не рекомендуется требовать от детей сиюминутного исполнения этих задач в игре.
3. Педагогу необходимо давать детям возможность составлять самостоятельно новые варианты заданий, а также проявить максимум своих знаний и навыков.
4. По мере возможности воспитателю надо создавать такие условия, которые опережали бы развитие способностей ребенка.
5. Следует создать атмосферу свободного и радостного творчества, когда не сдерживается двигательная активность, у детей есть возможность попрыгать от восторга, сделать кувырок на коврике и др.
Воспитание детей раннего и дошкольного возраста представляет собой единый процесс. Содержание и методы его изменяются в соответствии с возросшими психическими и физическими возможностями детей. За первые годы ребенок проходит большой и сложный путь развития. В этот период в игре дети учатся договариваться друг с другом о совместных действиях, о распределении ролей, подборе игрушек.
Под воздействием развивающих игр может происходить изменение личности и психики ребенка. Большое значение для детей имеют игры, которые они создают сами. В них они создают то, что их окружает. Игра, придуманная самими детьми, - это отражение жизни. Действия, производимые детьми в играх, обретают реальность: если они играют с куклами, зайками, мишками, то искренне переживают, заботятся о них. Изображая игру «Повар», дети варят суп, как это делает мама; играя в «Моряка», понимают что он - ненастоящий, но ведет себя храбро, не боится опасностей.
Во всех этих сюжетах дети подражают взрослым, но стараются не копировать их действия, а вносить что-то новое и применить те знания, какие они уже имеют. Им свойственно в играх проявлять выдумку, фантазию, аналитические способности.
Дети в играх исполняют роль актеров, режиссеров, декораторов. К своим ролям они не готовятся основательно, а играют спонтанно, для себя, приветствуя импровизацию. В играх дети проявляют и самостоятельность, и коллективное творчество. Это проявляется в том, что в игре у детей общие интересы и цель, и к ней они идут, прилагая большие усилия. Организуя игру, дети устанавливают свои строгие правила, учатся оценивать свои поступки и поступки своих товарищей, контролировать свои действия в игре. Педагог должен стараться сосредоточить внимание играющих детей на общности чувств и действий, установлении справедливости в игре.
Качество, сформированное в игре, влияет на поведение ребенка, а совершенствование старых и приобретение новых навыков. Те знания, которые ребенок получает с помощью взрослых дома, на прогулках, в детском саду, являются хорошим средством умственного воспитания. Полученные знания дети применяют на практике во время игр: воспроизводят события из жизни, эпизоды из сказок, воплощают свои размышления над тем, что видели, что им читали взрослые.
Воспитание детей в игре - это выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей. Раскрываемые темы игр - это быт, семья, школа, праздники. Одна тема может включать в себя различные эпизоды: обыгрывание роли животных, персонажей из сказок. Роли в играх могут быть одинаковыми, но играть дети будут их по-разному. Подход к роли у каждого ребенка индивидуален. Мальчики обычно играют в «войну», девочки - в «дочки-матери». Наблюдая за детьми во время игры, воспитатель судит о взаимоотношениях в их семье. Изображая работу родителей, дети учатся подметать и пылесосить пол, стирают кукольное белье. В каждой игре есть своя изюминка, которая определяет ее педагогическое значение, ее содержание, закрепляет интерес к новым знаниям.
Дети всех возрастных групп всегда увлеченно занимаются строительным материалом. Он может быть разного вида, разных форм, величин. Из такого материала дети создают и машины, и башни, и дорогу, и дом, и многое другое. Задача педагога в этот момент - направить мысли детей на правильный выбор сюжета. В этих занятиях дети проявляют активность, самостоятельность, расширяют свои познания в области строительства.
Для физического и общего развития ребенка большое значение имеют игры на свежем воздухе. На свежем воздухе дети с большим удовольствием чередуют подвижные игры с творческими. При этом дети играют в песочнице, строят сооружения из различного материала. А зимой дети с удовольствием строят из снега крепости, башни. Такая смена игр поднимает настроение. Хорошие организаторские способности детей и педагога позволят воплотить любые замыслы. Чтобы игра стала увлекательной, взрослый своими действиями и эмоциональным настроем организует и направляет ее. При знакомстве с новой игрой это является важным аргументом. В подобных играх педагог становится и организатором, и участником.
1.3 Роль и участие педагога в играх детей
Педагогам и взрослым, занимающимся воспитанием детей, следует выбрать игру с учетом их возраста. Самые первые игры для маленьких детей включают в себя игры-забавы, их сменяют игры по ролям, а потом уже дети участвуют в играх-задачах. Развивающие игры для самых маленьких должны по продолжительности занимать мало времени. В них можно играть как на прогулках, так и в свободное от занятий время.
Для развивающих игр самое важное - их многократное повторение. Таким способом дети лучше усваивают обучающее содержание. Педагог сам должен настроиться на игру, создать детям соответствующее настроение, подготовить материалы и предметы для ее проведения. Однако воспитатель не всегда может предвидеть ход игры, не всегда знает, как дети поведут себя в той или иной ситуации. Поэтому действия детей требуют особых правил управления. Чтобы успешно руководить детьми, необходимо завоевать их доверие. Педагог должен проявить интерес к замыслу игры, тогда дети охотно обратятся за советом к нему, и он сможет вникнуть в процесс игры сам. В таких играх педагог узнает характер и наклонности каждого ребенка.
Все дети очень требовательны к тем предметам, в которые они будут играть, ищут в них сходство с действительностью. Во время игры дети могут заменять игрушки другими, более подходящими для замысла, и наделять их воображаемыми свойствами. В старшем дошкольном возрасте дети осознают важность всех игр и отличают игры от действительности. Во время игры часто можно слышать такие слова: «Как будто, понарошку, по правде и т. д.» Эта самостоятельная работа детей пробуждает любопытство, стремление к познанию окружающей жизни.
Перед любой развивающей игрой воспитатель обязан задавать детям вопросы: «Во что будете играть?», «Кем ты будешь?», «Какие игрушки тебе нужны?» Эти вопросы помогают детям задуматься над темой игры. Если педагогу удастся увлечь детей интересной беседой, то в игре раскроются все детские переживания, характеры. Педагог должен учить детей, как умело подойти к распределению ролей. Неуместным вмешательством можно разрушить представленный ребенком образ, поэтому вмешиваться в процесс игры надо очень осторожно.
1.4 Игровой материал и пособия
В процессе проведения игр воспитателям понадобятся различные наглядные пособия и игровой материал. Рекомендуется использовать игрушки и предметы различных размеров, форм и конструкций. Это могут быть куклы, изображающие девочек и мальчиков. Они должны иметь собственные имена, должны быть по-разному одеты, а их одежда должна легко сниматься и надеваться. Для некоторых кукол необходимо иметь набор белья и посуды, чтобы приучать детей к элементарному труду. Куклы должны быть такими, чтобы с одной и той же куклой можно было производить несколько действий.
В группах детских садов необходимо иметь движущиеся и заводные игрушки, набора мешочков с красочными предметами, мячи разных размеров и различных цветов, трехместные матрешки. Для проведения игр строительного характера потребуются конструктор различного размера, цветные тарелочки и шарики, трехгранные призмы. Для дидактических игр понадобятся карточки - лото, лоскуты ткани, кожи; детский столярный инструмент. Для подвижных игр в помещении и на воздухе воспитатели могут приготовить камешки, колечки разных размеров, соломинки, кегли, биты, мешочки с песком, кубики и мячи различных цветов.
2. Классификация игр (средняя группа)
В средней группе игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства.
Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры.