Ксения Романенкова
Консультация для родителей «Роль поэзии в развитии дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Важность художественной литературы в полноценном развитии дошкольника сложно переоценить. Велико ее воздействие на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Более того художественная литература - это основное средство речевого развития детей.
Публикация «Консультация для родителей „Роль поэзии в развитии дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Учим стихи. Консультации
- Темочки
Встреча с поэзией у ребенка произойдет еще до того, как он научится говорить. Ведь она окружает малыша с первых дней его жизни: каждому ребеночку мама поет колыбельные песенки, рассказывает прибаутки, потешки, присказки, приговорки, простенькие стишки.
Ребенок начинает вслушиваться в слова потешек и пестушек, в их ритм, музыкальность и напевность. Это забавляет и радует его, организует его поведение. И эти первые литературные произведения, которые слышит маленький ребенок, разнообразны по содержанию: колыбельные успокаивают перед сном, а веселые присказки – радуют во время игры и купания.
Чтение стихотворений вслух особенно важно – рифмованные строчки задают особый ритм, учат ребенка с раннего возраста чувствовать красоту звучащей речи и поэтического слова. Это позволяет детям улавливать мелодичность русского языка, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон и сила голоса, темп, интонация, способствует выработке четкой дикции.
Вместе с взрослением ребенка меняется поэтическое наполнение его жизни. Появляются сказки в стихах (С. Маршак, К. Чуковский, стихи, в которых рассказывается о знакомых ребенку вещах (А. Барто). Простые, но выразительные образы детской поэзии открывают перед ребенком всю красоту окружающего мира. Детские поэты смотрят на мир глазами своих маленьких читателей и подмечают удивительные свойства привычных для нас вещей, которые ребенок видит и узнает впервые в жизни. Их стихи соответствует процессу детского мышления и восприятия. Ритмика, система рифмовки, динамика стиха соотнесены с психофизиологическими возможностями ребенка.
Старших дошкольников необходимо уже знакомить с лирическими стихотворениями, особенностью которых является чувственное выражение автором своего душевного состояния (А. Пушкин, С. Есенин). При этом личное и субъективное становится общезначимым и интересным для множества людей, поскольку перекликается с их чувствами и переживаниями. Таким образом, лирическая поэзия позволяет получить эмоциональный отклик, прочувствовать описанную в стихотворении ситуацию как будто сам прожил ее.
Не всегда эмоциональная отзывчивость на стихотворение у старших дошкольников возникает самостоятельно. У каких-то детей необходимо ее пробудить, у других - добиться ее активации. Именно поэтому знакомство старших дошкольников с лирической поэзией следует начинать с предварительной подготовки к восприятию, необходим определенный настрой ребенка на прослушивание стихотворения. Например, это может быть наблюдение за окружающей действительностью.
Когда ребенок старшего дошкольного возраста слушает лирическое стихотворение, он не только эмоционально отзывается на чтение, но и активизирует свои мыслительные процессы, которые позволяют понять не только красоту и напевность стихотворения, но и глубже осознать его содержание.
Таким образом, у ребенка развивается поэтический слух – понимание содержания стихотворения и красоты художественной формы, их неразрывной взаимосвязи. Кроме того ребенок способен самостоятельно овладеть элементарными средствами художественной выразительности, к которым относятся рифма, ритм стихотворения, особенности организации слов в стихах, интонационные оттенки.
После прочтение лирического стихотворения необходима беседа с ребенком. Беседа после чтения способствует углублению восприятия литературного произведения, формулированию в речи своего отношения к услышанному.
Таким образом, поэтическое слово должно сопровождать ребенка на протяжении всего дошкольного детства и тогда у такого ребенка в школе не возникнет трудностей в понимании содержания поэтических произведений, его заучивании и анализе.