Татьяна Кайзер
Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль фольклорных праздников в развитии речи дошкольников
Фольклор — это сокровищница народного творчества, которая играет ключевую роль в воспитании детей. Его многообразие жанров способствует духовному развитию ребёнка, формированию патриотизма и уважения к прошлому своего народа, а также усвоению моральных и нравственных норм поведения в обществе.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Фольклор. Консультации для родителей
- Темочки
К сожалению, в современном мире всё больше детей проводят время за компьютером и телевизором, что негативно сказывается на качестве их общения. В результате они получают информацию, которая не всегда полезна для их развития, а иногда даже может быть вредной. Это приводит к тому, что всё больше детей испытывают трудности с развитием речи. Поэтому проблема развития речи становится все более актуальной в нашем обществе.
Фольклор же способствует развитию устной речи ребёнка, его фантазии и духовного мира. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам, обогащая образную сторону речи детей.
Фольклор можно рассматривать как творчество народа, отражающее его трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. Это устное словесное искусство, которое зародилось в процессе формирования человеческой речи. Как отмечал М. Горький, «начало искусства слова — в фольклоре».
Фольклор даёт детям стимул к развитию творческих способностей. Даже самые маленькие дети могут проявить свои творческие таланты, если создать для этого соответствующие условия.
Фольклорные произведения предоставляют бесконечные возможности для развития речи и формирования представлений об окружающем мире. Певучесть и образность народного языка, простота мелодии и звучания позволяют детям легко запоминать фольклорные творения.
С помощью малых форм фольклора можно решать все задачи развития речи дошкольников, такие как обогащение словаря, развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
Пословицы и поговорки — это особый вид устной поэзии, который вобрал в себя опыт многих поколений. Они передают отношение народа к различным предметам и явлениям через особую организацию, интонацию и использование языковых средств выразительности. Как и другие жанры устного народного творчества, пословицы и поговорки фиксируют опыт жизни во всём его многообразии и противоречивости.
Использование пословиц и поговорок в речи помогает детям ясно и лаконично выражать свои мысли и чувства, а также интонационно окрашивать свою речь. Это способствует развитию умения творчески использовать слова, образно описывать предметы и давать им характеристики.
Загадки — это одна из малых форм устного народного творчества, которая в сжатой и образной форме описывает наиболее яркие и характерные признаки предметов или явлений. Отгадывание и придумывание загадок также влияет на развитие речи детей, их способность к анализу и обобщению, а также умение делать выводы и умозаключения. Дети учатся выделять наиболее характерные и выразительные признаки предметов и явлений, а также ярко и лаконично передавать образы.
Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов и помогают увидеть их вторичные значения. Они также способствуют формированию представлений о переносном значении слов. Загадки помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя их сосредоточиться на языковой форме и анализировать её.
Колыбельные песни, по мнению народа, являются спутниками детства. Они, как и другие жанры фольклора, обладают мощной силой, которая способствует развитию речи детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счёт информации об окружающем мире, особенно о предметах, которые привлекают внимание своим внешним видом, например, «зайчик».
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучение детей образованию однокоренных слов можно проводить с помощью этих песен, так как они содержат знакомые детям образы, например, образ кота. При этом положительные эмоции, связанные с этими образами, делают процесс обучения более успешным и прочным.
Колыбельные песни, как форма народного поэтического творчества, содержат большие возможности для формирования фонематического восприятия. Этому способствует особая интонационная организация, например, напевное выделение гласных звуков, медленный темп и т. д., а также наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний и звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания и предложения.