Карпеева Галина Германовна
Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Огромную роль в жизни детей играет речь. Невозможно представить нашу жизнь без речи,без звучания слов. Именно благодаря речи, ребенок развивается всесторонне,потому что она является средством общения. Речь привлекает внимание ребёнка к предметам и действиям. А речь взрослого играет важную роль, так как ребёнок пытается ему подражать. Если общение со взрослым носит положительный характер,то это является основой для активного общения ребёнка со сверстниками.
Огромное значение в развитии речи детей раннего возраста имеют малые формы фольклора - потешки. Потешки -это богатство русского языка, дающие уроки трудолюбия, нравственности, доброты, дружбы и взаимопомощи. Через потешки ребёнок не только овладевает родным языком,но и приобщается к культуре своего народа.
Потешки представляют собой стихи -песенки,которые используют для потехи и развлечения детей. Вслушиваясь в слова потешек,в их ритм,ребёнок играет в ладушки,притопывает,двигается в такт тексту. Чтение потешек происходит со множеством повторов,где произносятся отдельные слова,предложения,словосочетания. Все это способствует запоминанию слов,а затем и к активному их применению. Читать потешки нужно ласково,выразительно,сопровождал слова движением и мимикой. Очень удобны для развития речи детей те потешки,где есть вопрос и есть ответ.
- Ваня,Ванечка,куда ходил?
-В лесочек!
-Что видел?
-Перечек!
-Под пенечком что?
-Грибок!Хвать,да в кузовок!
Дети любят,когда во время чтения потешки,используется его имя. Такие произведения очень быстро запоминаются.
-У сороки боли
-У вороны боли
А у Кати заживи!
Или ещё
-Кто у нас хороший?
-Кто у нас пригожий?
-Это Феденька хороший!
-Это Феденька пригожий!
Одну и ту же потешку можно обыграть,при чтении сопровождать действием игрушки,показом пальчикого театра или различных персонажей.
-Петушок,петушок,
-Золотой гребёнку,
-Масляна головушка,
-Шёлкова бородушка
-Что ты рано встаёшь
-Деткам спать её даёшь!
Потешки оказывают благоприятное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты. Их используют при умывании детей,при приёме пищи,одевании на прогулку,укладывании спать.
В результате общения ребёнка с фольклорными произведениями,ребенку передаются их настроения и чувства: радость,тревога,грусть. Они расширяют словарный запас малыша,активизируют умственное развитие,формируют гуманное отношение к миру.
Необходимо,чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада.