Альфира Калинина Равиновна
Консультация для родителей «Ритмодекламация — развитие музыкальных способностей у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Ритмодекламация представляет собой синтез поэзии и музыки – широко применялась композиторами ещё в XX веке. Её называли «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». Название же «ритмодекламация» подчёркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании.
Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Публикация «Консультация для родителей „Ритмодекламация — развитие музыкальных способностей у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.
На первом плане в ритмодекламации выступает соединение одного из важнейших параметров музыкального языка — ритма — и выразительного речевого интонирования. При этом поэтический текст очень тонко взаимодействует с музыкой, отражая малейшие изменения в настроении, характере музыкальной ткани, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания.
Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма.
Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования (детям проще и естественнее говорить, чем петь, с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.
Ритмодекламации представлены множеством форм:
— унисонных;
— диалогических;
— с куплетным строением;
— многоголосных.
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые).
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы:
— коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга;
— игры-команды;
— массажные;
— тонизирующие;
— пластико-ритмо-речевой театр. Все они пронизаны идеей координации,
которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
Почему же ритмодекламация как вид музыкальной деятельности так нравится всем детям, почему даже плохо поющие ребята с огромным желанием исполняют эти модели?
Во-первых, это интересное, зачастую необычное, завораживающее своей новизной соединение стилистически разноплановой, красивой, эмоционально-образной музыки (от старинных музыкальных произведений 15—16 вв. до современных джазовых импровизаций, от образцов мирового музыкального детского фольклора до компьютерной музыки) и ярких, самобытных поэтических текстов (от детских потешек, скороговорок до высоко художественных произведений поэтов эпохи Возрождения, романтизма, неоклассицизма).
Передача таких ярких музыкально-художественных образов вызывает у ребёнка живой интерес, побуждает активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную характерную мимику, пластику движения.
Во-вторых, это доступность и удобство исполнения данных моделей. Опора здесь на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Даже дети с плохой координацией слуха и голоса с удовольствием исполняют ритмодекламации, не испытывая неуверенности в себе, закомплексованности, не чувствуя себя «ущербными».
Именно благодаря ритмодекламации у многих таких ребят возникает интерес к музыкальной деятельности, в частности, к пению, музыка начинает увлекать, активно развивается музыкальный слух, координация слуха и голоса. Благодаря чередованию во многих ритмодекламациях пения и речи голосовые мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе исполнения, снимается излишняя напряжённость, тем самым детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения.
Таким образом, исполнение ритмодекламаций развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей : музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой.
Пример, Игра
Козлики, какие вы? - Рогатые, рогатые. Приставить «рожки» к голове
Котики, какие вы? - Мохнатые, мохнатые. Погладить свои руки
Зайчики, какие вы? - Ушастые, ушастые! Приставить раскрытые ладони к голове
Волчата, какие вы? - Зубастые, зубастые! Соединить кисти, постучать кончиками пальцев
Ёжики, а ёжики, какие вы? - Колючие, колючие! Ладони в замочек, поднимать и опускать пальцы
Мячики, какие вы? - Прыгучие, прыгучие! Тарелочки или Прыжки на месте
Девочки, какие вы? - Красивые, красивые! Пружинки с поворотом или наклоны головы в стороны
А дети какие? - Любимые, любимые! Развести руки в стороны и обнять себя
Мальчики,, какие вы? - Сильные, мы сильные! Развести руки в стороны на уровне плеч и согнуть их
Предлагаю разучить ритмодекламации с семинара Т. А. Боровик.
Солнце-онце.
Текст Л. Кудрявцевой.
Тонизирующая игра, поднимает настроение. Через тренинг сокращается процесс взаимосвязи мышления и действия (думаю ® делаю). Развивает реактивность и вариативность мышления, координацию движений, речь, память, чувство ритма. Сочетает пение (поется куплет) с ритмодекламацией (припев).
Солнце стало, я встаю,
Солнцу песенку пою.
Что мне делать со словами, удивленно развести руками
Ведь они поются сами.
Припев: Солнце, онце, инди-онце,
Инди -ом- ом- ом пом-понце
Солнце, онце, инди-онце,
Инди -ом- ом- ом пом-понце
Умываться я иду, имитировать ходьбу
Напеваю на ходу.
Что мне делать со словами, удивленно развести руками
Ведь они поются сами.
Припев: Паста, аста, инди-аста,
Инди-ом-ом-ом пам-паста.
Мыло, ыло, инди- ыло,
Инди- ом –ом –ом, пом-пыло.
За столом всегда молчу, нахмурить сердито брови
Потому что есть хочу. зачерпнуть ложкой «еду»
Что мне делать со словами, удивленно развести руками
Ведь они поются сами.
Припев: Лужа, ужа, инди - ужа,
Инди- ом-ом-ом пум - пужа
Солнце, онце, инди-онце,
Инди -ом- ом- ом пом-понце