Аглеева Людмила
Консультация для родителей «Режим дня дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : «Режим дня дома».
Подготовила:
Аглеева Л. Н.
А. С. Макаренко писал, что режим имеет воспитательное значение только тогда, когда он соблюдается систематически; в противном случае он лишается всякого смысла и превращается в набор случайных, не связанных между собой распоряжений.
Публикация «Консультация для родителей „Режим дня дома“» размещена в разделах
Режим – это распределение во времени и определённая последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребёнка
(в активном бодрствовании, сне, пище, а так же чередование различных видов деятельности во время его бодрствования.
Наступило утро. Ребёнок проснулся и встретил вас улыбкой. Его радость невольно передалась и вам.
Родители готовы сделать всё для того, чтобы сын или дочь росли здоровыми, были веселы и жизнерадостны. И большинство скажут, что их ребёнок окружён в семье постоянной заботой. У него много игрушек и книг, он красиво одет, всегда накормлен. Но достаточно ли этого, чтобы ребёнок вырос здоровым и физически крепким?
Известно, что и в хорошо обеспеченных семьях, благополучных семьях дети нередко бывают капризными, неуравновешенными, плохо едят, с трудом засыпают, часто простужаются…
В чём же причина этого? Очень часто это последствия неправильной организации режима дня, когда отсутствуют необходимые для развития малыша виды занятий и отдыха, например, прогулки, дневной сон, игры или (что встречается очень часто) когда их продолжительность не соответствует особенностям организма ребёнка, его возрасту – слишком короткие или, наоборот, излишне продолжительные. Бывает и так, что нет смены и чередования различных видов деятельности, а занятия и отдых проводятся не вовремя. Всё это приводит к неблагоприятным изменениям в состоянии организма ребёнка, затрудняет работу всех его систем, в первую очередь нервной.
Иногда родители считают, что самое важное соблюдать режим для маленького ребёнка до года. А когда сын или дочь подрастут, относятся к этим требованиям недостаточно серьёзно. Между тем, если вашему ребёнку 5 лет, т. е. через год ему предстоит поступить в школу, соблюдение режима становится крайне необходимым, помогает ребёнку в последующем быстрее и легче приспособиться к новым условиям, к требованиям, которые представляет учёба.
При соблюдении рационального режима у ребёнка вырабатываются условные физиологические реакции (рефлексы) на каждый элемент режима. Организм как бы заранее готовится к новому виду деятельности. Например, если всегда соблюдать часы приёма пищи, то ещё до начала еды начинают выделяться пищеварительные соки, появляется аппетит, пища лучше переваривается и усваиваться.
Дети, посещающие детский сад, привыкают к определённому режиму, а в домашних условиях (в субботу, воскресенье) бывает так, что режим нарушается. В этих случаях нервная система ребенка вынуждена решать очень сложные для неё задачи.
Например, ребёнок увлечён игрой. Он привык в детском саду в эти часы играть, а родители требуют сию же минуту игру прекратить и заняться чем то другим. При этом в нервной системе ребёнка должна произойти существенная перестройка – очаг возбуждения, связанный с игрой, должен «погаснуть», смениться новым, требующимся для переключения на другой вид деятельности. В то же время нервна система детей ещё не обладает высокой подвижностью нервных процессов, способностью к быстрой смене возбуждения торможением. Вот почему быстро прекратить игру ребёнок не может. Нередко в подобных ситуациях дети становятся непослушными, капризными, отказываются от еды, часто плачут. Поэтому одно из обязательных требований, предъявляемых к воспитанию ребёнка – постоянное строгое соблюдение установленного, привычного для него режима. Родители сами должны быть предельно организованы, спокойны, терпеливы, уважительно относиться к играм и занятиям своих детей.
Выполняя режим дня, ребёнок тренирует волю, у него формируются такие черты характера, как организованность, собранность, деловитость.
В дошкольном возрасте необходимо поддерживать и укреплять привычку ребёнка заниматься утренней гимнастикой. Для детей трёх-четырёх лет продолжительность утренней гимнастики 5-6 минут. С четырёх-пяти лет можно учить ребёнка катанию на лыжах и коньках. Катание на лыжах доставляет детям огромное удовольствие, способствует правильной осанке, благотворно влияет на все функции организма – укрепляет нервную систему, служит закаливанию, повышает аппетит.
Надо воспитывать у ребёнка привычку к специальным закаливающим процедурам. Начав их в раннем детстве и продолжая в дошкольном, взрослые формируют полезную привычку, которая может сохраниться на протяжении всей жизни. Один из самых эффективных способов закаливания детей и укрепления их здоровья – прогулки, являющиеся важнейшим элементом режима. Если есть возможность не прибегать к услугам городского транспорта, хотя бы часть дороги из детского сада пройдите с ребёнком пешком. Не торопите, не подгоняйте его: 15-20 минут ходьбы принесут ощутимую пользу здоровью и вашему и ребёнка. И в выходные дни необходимо сохранять режим прогулок.
Помните, что дети постоянно испытывают огромную потребность в движении – это одна из физиологических особенностей растущего организма. Удовлетворение потребности в движении – обязательнее условие для нормального развития. Наиболее полезны подвижные игры и развлечения на воздухе. В режиме детского сада для них предусматривается специальное время. В условиях семьи, особенно в выходные дни, родители должны проявить максимум инициативы в этом плане. Возьмите за правило в выходные дни совершать всей семьёй пешеходные, лыжные прогулки, катайтесь на коньках и др.
Разумный режим дня – основное условие хорошего самочувствия ребёнка, его спокойствия. Воспитанная с детства привычка к определённому распорядку поможет ребёнку успешно справиться с учебными нагрузками в школе, легко приспособиться к новым требованиям.