Билера Инна Александровна
Консультация для родителей «Речевые игры в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного возраста является ключевым этапом для активного развития речи у детей. В этот период дети начинают погружаться в мир предметов, звуков и эмоций, что играет важную роль в формировании их речи. Окружающая среда, особенно влияние родителей, имеет огромное значение для успеха ребенка в развитии связной и понятной речи. Как родители общаются с детьми и сколько внимания уделяют развитию их речи, существенно влияет на успех ребенка в этом процессе.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
В современных домашних условиях дети проводят много времени перед экранами телевизоров и компьютеров. Часто старшие дошкольники направляют свое свободное время на посещение различных кружков и студий. В то же время, родители часто игнорируют вопросы детей, а художественная и энциклопедическая литература, если и читается, редко обсуждается. Недостаточный словарный запас у детей может привести к агрессивному поведению по отношению к окружающим, поскольку ребенок не может адекватно выразить свои мысли, знания и чувства словами. Важно обратить внимание на развитие языковых навыков у ребенка, поскольку это способствует его успешному взаимодействию с окружающим миром.
Заметные результаты достигаются тогда, когда ребенок активно взаимодействует с речью. Известно, что даже без специального обучения дети с младших лет проявляют огромный интерес к языку, придумывая новые слова и обращая внимание как на смысл, так и на грамматику. Однако лишь немногие дети достигают определенного уровня в своем речевом развитии естественным образом. Поэтому важно предоставить целенаправленное обучение, которое бы способствовало развитию интереса к родному языку у детей и поощряло творческое отношение к речи.
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития
традиционны:
• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов,
презентаций.
• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная
деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Основные задачи познавательно-речевой деятельности :
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения,
экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с
предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его
целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные
эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления
самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников
во всех видах деятельности.
Для развития речи у дошкольников не обязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр и простых упражнений, которые можно проводить в течение дня, например, по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном. Используйте то, что окружает вашего ребенка: дом, улицу, детский сад. Расширяйте его словарь, обучая названия не только предметов, но и их деталей и частей. Например, спрашивайте: "Что есть у дома? Окна, крыша, дверь. "; "Что есть у дерева? Корень, ствол, ветки. "
В возрасте 4-5 лет дети обычно легко запоминают и усваивают названия основных цветов. Поэтому хорошей идеей будет знакомство с оттенками этих цветов, такими как голубой, малиновый, тёмно-синий, светло-зеленый и другие. Это поможет расширить их понимание и восприятие разнообразия цветового спектра.
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые
разнообразные вопросы: «Какого цвета? Какой он величины? Из чего сделан? Для чего
нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?»,так вы побуждаете называть самые разные
признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: «Что
бывает высоким?» - «Башня, дом, дерево, человек.» - «А что выше - дерево или человек?
Может ли человек быть выше дерева? Когда?». Или: «Что бывает широким?» - «Река,
улица, лента.» - «А что шире - ручеек или река?». Так дети учатся сравнивать, обобщать,
начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно
использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов:
«Что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?».
Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие
вопросы: «На что похоже облако, лист от дерева?». Отвечайте сами, но слушайте
внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное мышление и
восприятие.
Можно видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов:
- «Чем лист похож на бумагу? (Толщиной, легкостью.) А на траву? (Цветом.) А на каплю?
(Формой.)»
Следующий вид упражнений – скороговорки, чистоговорки. Важно, чтобы дети поняли,
что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.
Скороговорки можно найти в разных детских книжках: «Из-под топота копыт пыль по
полю летит», «На горе трава, на траве дрова».
Детям нравится такое упражнение. Попросите произнести одну и ту же фразу с разными
интонациями (вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося,
умоляя, громко, тихо, нежно, зло) : «Милая моя, ты не спишь!»; «Вы ели на завтрак
мороженое?»; «Мама купила (купи) виноград»; «Скорее домой!»; «У нас кончился хлеб».
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от
скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Необходимо осознать важность использования сказок, стихов и других художественных произведений для развития речи у детей дошкольного возраста. Чтение таких произведений способствует расширению словарного запаса ребенка, развитию связной речи и умению понимать переносное значение слов. Конечно, все это происходит постепенно. С двух-трехлетним ребенком нужно научиться слушать текст и отвечать на вопросы взрослых. В четыре года ребенок уже способен запоминать текст сказки и последовательность событий в ней.
Каждая игра или упражнение, каждый разговор с ребенком - это неотъемлемая часть процесса формирования речи. Если родители откажутся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. Развитие речи дошкольников через игру также способствует укреплению эмоциональной связи между вами и вашим ребенком, принося радость от общения и способствуя формированию доверительных и дружеских отношений.