Алла Щелкунова
Консультация для родителей «Ребенок у экрана. Польза или вред?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребёнок у экрана. Польза или вред?»
Воспитатели и педагоги - психологи с тревогой отмечают, что все большее число детей растут (живут, взрослеют, развиваются) перед экранами телевизоров и компьютеров. Во многих семьях, как только ребенок начинает сидеть, его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, экран становится главным воспитателем ребенка. Вместо лиц они видят экран. Экран становиться основным проводником ребенка в мир, диктует и предлагает модели поведения детям, у которых еще нет критического отношения к миру.
Публикация «Консультация для родителей „Ребенок у экрана, Польза или вред?“» размещена в разделах
В настоящее время, когда подрастет первое поколение «экранных детей» эти последствия становятся все более очевидными. Одно из них — отставание в развитии речи. Дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда малыш вступает в диалог. В последние годы отмечают у детей неспособность к самоуглублению, отсутствие заинтересованности делом. Появилось новое заболевание - дефицит концентрации внимания. Это заболевание особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Короткие предложения они не способны удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые интересные книги.
Еще один факт, который отмечают почти все педагоги и психологи - это резкое снижение фантазии детей. Их ничего больше не интересует и не увлекает. Дети предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых, уже готовых развлечений, не требующих никакой внутренней работы ребенка. Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты - это детская жестокость и агрессивность. Подростки бьют и убивают друг друга, потому что теряют всякое чувство меры, потому что на душе пусто и хочется острых ощущений. И всему виной телевизор, который совершенно поглощает внимание малыша, подменяя собой любое общение с взрослым.
Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности. Развитие и обучение построено на имитации и прямо копировании того, что они видят перед собой. Как и герои большинства мультфильмов, содержащих элементы эксцентрики и преувеличений, наши дети приобретают повышенную возбудимость, синдром гиперреактивности, зависимость от внешних факторов. Одно из последствий такой атаки на детское воображение – задержка эмоционального развития. Дети привыкают воспринимать информацию с экрана в «чистом виде», без переживаний и сопротивления, без эмоций, на которые просто не хватает времени из-за быстрой смены кадров. Они растут холодными и равнодушными – такими, какими сегодня являются телевидение и компьютерный мир. Вчерашние дети имели возможность изучать мир самостоятельно. Они разглядывали жуков на прогулке, гладили кошек и дразнили собак, строили из листьев и палочек домики, придумывали города из желудей и цветных стеклышек. Чтобы развивалось воображение, самое важное приобретение в дошкольном возрасте, нужно, чтобы детям немного не хватало игрушек. У нынешних детей формируется клиповое мышление «экранного поколения» : задержка развития на этапе непроизвольного внимания, образного мышления. Экран приучает детей получать все без труда, без волевых усилий. Не дети манипулируют предметами, а предметы детьми. Сегодня дети ориентируются не на поступки героев, а на их внешность. Их занимают не хорошие, добрые герои, которые совершают достойные поступки, а красивые и «навороченные («богатые и успешные»).
Телевидение является неотъемлемым атрибутом нашей жизни, а наши дети обожают мультики и сказки. Но является ли столь часто встречающая зависимость от телевизора такой уж безобидной вещью?
Действие телепередач на ребенка :
С года до 4 летнего возраста детей привлекает лишь движение на экране.
С 3 до 7 лет дети сопоставляют себя с любимыми героями и хотят быть на них похожими; 20% детей в возрасте 9 месяцев отстают в развитии. В случае, если их родители заменяют общение телевизором, а когда дети продолжают и дальше смотреть телевизор, то к трем годам такие дети отстают уже на год. Для детей до двух лет телевизор может представлять опасность на физическом уровне. Постоянно включенный телевизор доставляет множество визуальных и аудио сигналов, утомляя нервную систему даже взрослого человека. Малыша такая нагрузка может привести к хронической усталости. В возрасте двух – трех лет ребенок мало интересуется телевизором, но только если родители подают ему пример своим поведением и одновременно уделяют малышу необходимое внимание. Уже в таком маленьком возрасте информация из телевизора усваивается ребенком, постепенно увлекая его все сильнее. Длительное сидение перед экраном минимизируют активность, притупляет развитие фантазии, и в конце ребенок привыкает к пассивному поведению.
Изучение отрицательного влияния телевидения на детские организмы проводится не одно десятилетие. За это время всевозможные болезни и отклонения сформировались в весьма внушительный список:
— Переутомление возникает из-за того, что ребенок вынужден тратить много сил на восприятие множество звуков и образов.
— Стресс, тревога и страх от прослушивания новостей и просмотр передач и фильмов.
— Демонстративная агрессивность и насильственность является следствием просмотра мультфильмов с агрессивным содержанием.
— Потеря чувства реальности. У детей притупляется чувство самосохранения, которые в реальной жизни неминуемо приведут к смерти.
— Резкое снижение фантазии творческой активности детей из-за исчезновения необходимости придумывать себе развлечение.
— Недоразвитие речи. Дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Овладение речью происходит только в живом общении, при условии включения в диалог. Речь же, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков.
Допустимое время для просмотра телевизора:
— Детям до года – смотреть телевизор не рекомендуется.
— Детям от года до двух лет – не более 5 минут в день.
— Детям от двух до трех лет – не более 15 минут.
— От трех до пяти лет – не более 30 минут в день.
Нарушение этих норм может привести к тому, что ребенок будет повышено возбудимым, агрессивным, возможны головные боли и ухудшение сна.