Марина Мельникова
Консультация для родителей «Ребенок и компьютер. Воспитание любознательности у ребёнка в саду и дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое компьютер? Добро или зло? Чем является компьютер для ребенка? Игрушкой, необычной и привлекательной игрушкой. В чем же его особенность? Чем он отличается от любой другой игрушки?Современную жизнь невозможно представить без компьютера. Им пользуются все: родители и дети, бабушки и дедушки. Для одних компьютер - это рабочий инструмент, для кого-то средство общения и источник информации, а для кого-то интересная игрушка. Редко сейчас можно встретить дошкольника, не умеющего пользоваться компьютером. И у многих взрослых возникает вопрос: компьютер – это хорошо или плохо?
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Компьютер и дети. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
Ответить на этот вопрос однозначно не получится. Мы попытаемся выделить положительные и отрицательные стороны в использовании дошкольником компьютера.
В научных трудах современных ученых легко найти мнения, согласно которым компьютер оказывает благоприятное влияние на развитие некоторых способностей ребенка. Яркими представителями этих идей являются Л. А. Вегнер и С В. Гурьев. Последний, например, считает, что введение компьютера в качестве дидактического средства в дошкольное образовательное учреждение повлечет за собой мощное развитие интеллектуальных, нравственных и эстетических способностей ребенка. Психологи, поддерживая это мнение, указывают, что в дошкольном возрасте компьютер благотворно влияет на формирование и совершенствование таких навыков как внимание, логическое и абстрактное мышление. Компьютерные игры, предназначенные для детей, способствуют развитию способности принимать самостоятельно решения и действовать согласно им, а так же позволяют научиться быстро переключать свое внимание с одного действия на другое.
Чтобы компьютер стал настоящим другом и помощником вашему ребенку, необходимо разумно подойти к следующим вопросам: правильно организовать рабочее место, тщательно подойти к подбору рода занятий, распределению времени, а так же использовать несложные упражнения для снятия утомления и напряжения мышц глаз и тела.
• Компьютер является интерактивным средством.
• Компьютер - это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.
• Компьютер – дополнительное педагогическое средство развития ребенка.
• Компьютер – многовариативный дидактический материал.
Как видно из всего вышеизложенного – компьютер, действительно необычная игрушка. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребенка дошкольного возраста или, напротив, сдерживает его? Существуют как сторонники так и противники применения компьютера в деятельности детей дошкольного возраста. И соответственно, можно выделить его положительные и отрицательные стороны. Польза компьютера Предубеждений, касающихся компьютера, существует несколько. Одно из них следующее: частое пребывание в виртуальном мире наносит вред эмоциональному и интеллектуальному развитию. Ребёнок становится рабом сети Интернет, то есть он теряет интерес к саморазвитию, ручному труду и самостоятельному мышлению. Но при всём этом компьютер всё-таки имеет немалое количество плюсов, значительно облегчающих человеческую жизнь. Помощь в выборе увлечения, различные обучающие программы, возможность получить любую информацию и т. д. - всё это помогает вашему ребёнку. Конечно, ребёнок может случайно (а может, и нет) попасть на сайты, от которых вам бы хотелось его уберечь. Это может быть и сообщество националистической организации, и секта - всё, что угодно. Но ведь с этим можно столкнуться и в реальности. Наверное, тут противопоставить можно только интерес к жизни ребёнка и ваши с ним доверительные отношения. Второе предубеждение заключается в том, что из-за компьютера ребёнок перестаёт общаться со сверстниками в реальности, ведь виртуальный мир кажется ему гораздо более интересной. Но это является заблуждением.
Вот несколько правил, которые ученые рекомендуют соблюдать при организации игровой деятельности детей с компьютером:
• Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.
• Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
• В течении недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
• Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
• Мебель (стол и стул) по размерам должна соответствовать росту ребенка.
• Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
• В процессе игры ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правил правильной осанки ребенком.
• После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.
• Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми.
Нагрузка на зрение
При длительной работе за компьютером могут возникнуть: головная боль, головокружение, а так же зрительное переутомление, которое ведет к устойчивому снижению остроты зрения (это зависит от качества монитора, содержания изображения и времени работы за компьютером).
Стеснённая поза
Когда человек сидит у монитора, он вынужден принять определенную позу (для работы мышью, клавиатурой, джойстиком) и не менять ее до конца работы. Это вызывает следующие нарушения:
Заболевания суставов кистей рук
Рука человека, работающего за компьютером, вынуждена совершать много мелких движений, что ведет к утомляемости и последующему развитию хронических заболеваний кистей рук.
Затрудненное дыхание
Выставленные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке.
Остеохондроз
При долгом нахождении у монитора с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда и искривление позвоночника.
Излучение
Современные жидко-кристаллические мониторы практически не излучают радиации (гамма-лучи и нейроны). Но потенциал, который создается между лицом человека и экраном монитора, разгоняет частички пыли до огромных скоростей и человек вынужден это вдыхать.
Психическая нагрузка и стресс при потере информации
Если вдруг происходит сбой в работе компьютера и важная информация не сохраняется, это может вызвать стресс, состояние нервозности, беспомощности и ухудшение сна.
Компьютерная зависимость
Иногда случается, что компьютер начинает заменять ребенку общение с окружающими реальными людьми. Ребенок все больше времени проводит за монитором, увлекаясь компьютерными играми и Интернетом и получая при этом гораздо больше эмоций, чем от живого общения. В более серьёзных случаях могут возникнуть психические расстройства.
Если ребенок очень увлечен компьютерными играми, то взрослым нужно стараться отвлечь его, найдя другое интересное занятие.
Хочется обратить особое внимание на то, что в реальной действительности ребёнок должен быть востребован, он должен чувствовать свою значимость, ощущать любовь близких людей (если ребенок «уходит» в виртуальный мир, значит, ему чего-то не хватает в реальной жизни). Между взрослым и ребенком должно быть больше "живого", искреннего общения. Нужно обращать внимание на то, чем он занимается и что его волнует. Интерес детей к компьютеру огромен, и нужно направить его в полезное русло. Компьютер должен стать для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Он, с одной стороны, - терпеливый учитель и мудрый наставник, помощник в учёбе, а в дальнейшем и в работе, а с другой стороны - творец сказочных миров и отважных героев, друг, с которым нескучно. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей.
Если родители не всегда имеют возможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком, можно установить программу для ограничения времени работы на компьютере детей, которая позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ к нежелательным сайтам в Интернете.
Интерес детей к компьютеру огромен, и нужно направить его в полезное русло. Компьютер должен стать для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Он, с одной стороны, - терпеливый учитель и мудрый наставник, помощник в учёбе, а в дальнейшем и в работе, а с другой стороны - творец сказочных миров и отважных героев, друг, с которым нескучно. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей. Хочется обратить особое внимание на то, что в реальной действительности ребёнок должен быть востребован, он должен чувствовать свою значимость, ощущать любовь близких людей (если ребенок «уходит» в виртуальный мир, значит, ему чего-то не хватает в реальной жизни). Между взрослым и ребенком должно быть больше "живого", искреннего общения. Нужно обращать внимание на то, чем он занимается и что его волнует.
Таким образом, можно сделать вывод, что рациональное применение компьютера может стать полезным средством развития ребенка.
Какого ребенка мы называем любознательным? В Толковом словаре С. И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Основой любознательности является познавательная, исследовательская активность детей, удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость детского ума, его интерес к знанию. Как родители могут помочь этому процессу?
Ребёнок по своей натуре любознателен. Его интересует всё новое и незнакомое. Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно что – то ломают, режут, разбивают. Этим нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребёнок растёт, возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому.
Любознательность у детей – это норма, даже один из признаков одарённости, поэтому очень хорошо, когда ребёнок задаёт вопросы, и тревожно, когда не задаёт. В этом случае надо серьёзно разобраться в причинах.
На все вопросы детей надо отвечать по-научному точно и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но ещё лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребёнка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах, в интернете.
Каждый вопрос ребёнка – это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, компьютером, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ. Идеально, когда ребёнок сам задаёт вопросы, сам хочет что-то знать. Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что-то не позорно: позорно не узнать, если можно узнать. Надо убедить детей, что задавать вопросы – это полезно: больше узнаешь по ответам. Не задать вопрос, когда не понял, это не позор, а трусость. Надо поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь». Можно ставить оценки не только за хорошие ответы, но и за хорошие вопросы. Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится. Хочешь быть умным – научись задавать вопросы.
Нельзя смеяться над ребёнком, задавшим слабый вопрос. Дети имеют право на ошибку. Если ваш ребенок задает вам вопросы, это значит, что вы стали для него довольно значимым и авторитетным человеком, который владеет нужной ему информацией и хорошо ориентируется в том, что ему интересно. Вопросы ребенка к вам, взрослому — это проявление уважения и доверия к опыту и вашей компетенции. И хотя порой от них хочется спрятаться, прикрывшись, свежей газетой или срочным разговором, побыть наедине со своими мыслями, решить накопившиеся проблемы, вы должны реагировать на исследовательский азарт малыша, который иногда не дает «бедным» взрослым ни минуты покоя! И не должны препятствовать малышу в его исследовательской деятельности.
Каждый ребёнок рождается любознательным. Это естественное свойство подстёгивает обучение на ранних этапах. Но чтобы любознательность у малыша была созидательной, её надо культивировать.
Малыши ужасные «почемучки». Им нужно узнать очень многое, поэтому они постоянно задают вопросы. И неудивительно, что у взрослых часто голова идёт кругом от дождя их вопросов. Иногда желание отвечать на сотый вопрос «почему?» и «что это?» может и не оказаться, но всё же постарайтесь не прятаться от любознательного дождя под зонтиком усталости или равнодушия. Не одёргивайте ребёнка, не молчите. Не говорите ему, что «ты слишком мал, чтобы понять это». Все вопросы крохи заслуживают вашего ответа, поскольку он на данном этапе всё щупает, рассматривает, пробует, слушает, а потом пытается разобраться в своих ощущениях. Слушайте вопросы ребёнка и не ленитесь отвечать на них. Примиритесь с исследовательской деятельностью малыша, и не только примите её как должное, но и поощряйте её. Знакомьте ребёнка с числами, цветами, буквами, рассказывайте обо всём. Ваша цель не в том, чтобы научить ребёнка считать или писать, а в том, чтобы заронить искру интереса к этим областям знания и создать основу для будущего обучения, всё остальное ребёнок изучит сам.
Включайте обучение в повседневную жизненную деятельность. Обучение должно быть весёлой забавой. Если ребёнок почувствует, что вы его заставляете учиться, ругаете, высмеиваете и кричите за неудачи, если будете ставить перед детьми трудные не по возрасту задачи, насильно заставлять что – то делать, то он начнёт страшиться учёбы, страшиться узнавать что – то новое. Поэтому старайтесь, чтобы обучение для ребёнка сопровождалось игрой и забавой. Обучая ребёнка, играйте с ним.
Наблюдение – прекрасный способ познания мира! Музеи, игровые площадки, лужайки, магазины игрушек, парки, зоопарки оживлённые улицы – ребёнку почти везде есть чему поучиться. Посещайте выставки, концерты, театры, ходите в гости – ребёнок обязательно найдёт что – то интересное для себя. Делитесь с ребёнком собственными наблюдениями, задавайте ему вопросы и обсуждайте их с ним. Показывайте и наблюдайте вместе с ребёнком мир.
Пусть ребёнок качается на качелях, катается с горки, плещется в детском бассейне, сажает цветы, дёргает сорняки, играет в мяч, посыпает тесто мукой, рисует мелком, играет с детьми, активно осваивает детскую площадку, моет посуду, говорит по телефону. Возможностей много, они есть везде. Приобретаемый опыт ценен сам по себе, а ваши комментарии могут сделать его ещё более ценным. Всё, что делает ребёнок, даёт ему необходимый жизненный опыт. Дайте возможность и просто позволяйте ребёнку получать разнообразные впечатления.
Ребёнка учите не только вы и реальный мир вокруг него, но и мир фантазий, которые вы можете создать с помощью книг, кино, мультфильмов, телевизионных передач. Поощряйте любые игры. Предлагайте ребёнку придумывать свои сказки или переписывать уже хорошо ему знакомые. Не бойтесь смешивать характеры и ситуации в разных сказках, которые ребёнок знает. Добавьте Бабу – Ягу в сказку о Красной Шапочке, Колобка – в историю о Снежной Королеве. Задавайте ребёнку вопросы: «А что бы произошло, если бы на месте Красной Шапочки была Снежная Королева? И как бы жили тогда герои?» Позвольте ему придумать свой вариант развития событий, стимулируя фантазию дополнительными вопросами. Поощряйте фантазии и импровизации детей. Пусть ребёнок поймёт, что вы тоже любите исследовать окружающий мир, что обучение продолжается всю жизнь. Желание учиться, как для вас, так и для ребёнка заразительно. Показывайте ему пример. Рассказывайте о своих наблюдениях и новых знаниях, пусть ребёнок понимает, что обучение продолжается всю жизнь. Ваш интерес к жизни будет лучшим образцом для подражания. Мир полон захватывающих вещей, и для взрослых это часто беда, ведь ребёнку надо с ними экспериментировать. да, активное изучение ребёнком мира может принести в ваш дом сумбур и беспорядок. но нужно понимать, что, сдерживая кроху, вы помешаете приобретать необходимый ему опыт. Поэтому избавьтесь от желания одёрнуть малыша ради сохранения чистоты и порядка: пусть ребёнок строит укрытия из стульев и одеял, рисует на стенах, швыряется подушками, возводит замки из песка. Если эксперимент вашего юного исследователя становится опасным и разрушительным, вам необходимо остановить его, переключив внимание и исследовательскую мысль на другой объект. При этом объясните малышу, что вас не устраивает не сам процесс, а его результат. Проводите с ребёнком безобидные опыты и эксперименты: лепите из теста, разрисовывайте скучные обои, сдувайте пух с одуванчика, просеивайте песок через сито, смешивайте пищевой краситель с водой и т. д. Каждому из нас порой нужно, чтобы ничто не сдерживало нашу фантазию. А ребёнку тем более.
Знакомство ребенка с окружающим миром и общение с ним начинается с первых лет жизни. В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобретать новые знания. Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе, любознательность. Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе.
Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.
Ребенок очень любознателен по своей натуре. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.
Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.
Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности.
Любознательность – недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательному ребёнку хочется познавать, а что именно – не столь важно.
Как же развивать любознательность и познавательный интерес?
Это осуществляется в повседневной жизни, в детском саду, на занятиях, в играх, в труде, в общении, и не требует каких-то специальных занятий. Основное условие – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного заинтересованного отношения к ним (водите детей на экскурсии, прогулки, наблюдайте, сравнивайте, читайте вместе книги).
Чтобы любознательность была созидательной, её надо культивировать. Когда родители препятствуют его исследовательской деятельности, ребёнок вряд ли захочет продолжать ее или, по крайней мере, станет приобретать знания со значительно меньшей настойчивостью.
Слушайте его вопросы и отвечайте на них. Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к Вам со своими вопросами.
Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа. Малышам нужно узнать очень многое, поэтому неудивительно, что когда они начинают говорить, их вопросы так и сыплются. Конечно, очень хочется после пятидесятого вопроса «Что это?» промолчать или вовсе одернуть ребёнка, но постарайтесь не делать этого. Все вопросы малыша заслуживают ответа. Если он не получает ответа на свой вопрос или ответ не удовлетворяет, например, когда ему говорят «потому» или «ты слишком мал, чтобы понять его», он может перестать спрашивать. Разумеется, отвечать нужно, учитывая возраст ребёнка, просто и коротко. Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.
Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности.
Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к Вам со своими вопросами. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа.
А. М. Горький писал: «Сказать ребенку на его вопрос: «Подожди, вырастешь – узнаешь» - значит гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос – большое искусство, и оно требует осторожности».
Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.
Не рекомендуется также давать ответы в категорической форме – да или нет.
Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами. Если в три года малыш лишь удивляется чему-то новому и проявляет любопытство, то после трех лет вопросы становятся признаками любознательности ребенка. Это тот период, когда ребенок не просто удивляется новому, а желает все о нем узнать. Таким образом, в этот период многочисленные «почему» свидетельствуют о познавательных мотивах. Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Во время прогулок необходимо развивать у детей способность к наблюдению. Это дает возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Поставленная перед детьми задача и предложение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить – способствуют развитию мыслительных способностей, а значит, активно воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и познавательный интерес, как черты характера.
Наша задача – поддерживать в детях любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его.
Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Проведение опытов – увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараться не повредить их жизни.
Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои.
Развитию мыслительных и речевых способностей способствуют и беседы с ребенком, содержание которых должно быть интересным и доступным пониманию ребенка.
Детская художественная литература воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес. Поощряйте импровизации ребёнка. Малыша учит не только реальный мир, но и мир фантазий, благодаря книгам, кино, видео, телевизионным передачам. Поощряйте любые игры.
Подготовила: Мельникова М. А.
Январь 2025г.