Александра Цепок
Консультация для родителей «Развитие умственных способностей детей посредством дидактических игр»
Развитие умственных способностей детей посредством дидактических и
гр. [/b]
Подготовку детей к школе, помимо дошкольного учреждения, осуществляют и в
Публикация «Консультация для родителей „Развитие умственных способностей детей посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
условиях семьи. Важно, чтобы с этой целью использовались дидактические игры.
Дидактические игры имеют огромное значение в обучении и воспитании детей. В
дидактических играх у детей развиваются не только психические процессы:
мышление, речь, память, произвольное внимание,- но и такие важные качества
личности, как целеустремлённость, сосредоточенность, умение подчинить своё
поведение определённым правилам, сопереживание, умение прийти на помощь,
дружба, коллективизм. Игры с детьми можно организовывать дома, во время
прогулки, отдыха.
Правила игры имеют большое значение в формировании характера ребёнка. Не
секрет, что некоторые родители, чтобы не огорчать ребёнка, иногда стараются не
заметить допущенной ребёнком ошибки, «подыгрывая» ему. В такой игре пропадает
её главная ценность: воспитание воли, умение преодолевать горечь поражения,
желание играть до победы.
Совместные игры помогают лучше узнать своих детей, понять особенности
характера и поведения, сблизиться с детьми. Для подобного общения с ребёнком надо
всегда находить время. Например, во время поездки можно поиграть в игры: «Скажи
наоборот», «Добавь слова», «Да и нет», «Отгадай, что я задумал» и др. Время
проходит быстро, а самое главное с пользой: родители видят, как развивается их
ребёнок, ребёнку интересно играть с родителями. Ребёнок незаметно учится думать,
говорить, общаться. Ещё один пример. Можно с ребёнком поиграть пока мама готовит
обед или ужин. Ребёнок должен собрать в корзину (коробку, ящик и т. д.) предметы,
сделанные из разных материалов. Вынимая по очереди предметы (но так, чтобы мама
не видела, он загадывает загадку о каком-либо из них, выделяя главный признак
предмета - его качество. Мама отгадывает. После этого они меняются ролями. Эта
игра не мешает маме готовить и решает одновременно много полезных задач. Можно
использовать словесные игры в организации досуга, учитывая возрастные
возможности детей.
Также важно приучать детей к тому, чтобы они бережно обращались с
картинками, хранили их в определённом месте.
Выбирая игру важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
Например, слишком возбудимым, подвижным детям чаще нужно предлагать
настольно - печатные игры, такие, как «Лото», «Мозаика», «Разрезные картинки
(пазлы)». Детей с замедленной реакцией на слово следует вовлекать в игры, которые
требуют быстрого ответа, решения игровой задачи, например: «Кто быстрее назовёт?»,
«Скажи наоборот», «Добавь слово».
Также можно в играх использовать природный материал: семена деревьев,
кустарников «Чьи это детки?», овощи, фрукты, ягоды «Узнай на вкус», «Что где
растёт?», «Растёт, цветёт и зреет», предметы обихода «Покажи, о чём я скажу»,
«Разбери посуду». Надо чаще использовать предметы, отличающиеся друг от друга
по материалу, из которого они сделаны. Это поможет учить ребят группировать
предметы по различным признакам: находить в комнате металлические, керамические,
пластмассовые, деревянные, тканевые предметы. Полезно включать в игру элементы
соревнования - кто больше найдёт, заметит предметов определённого качества.
Дети знают многие мультипликационные фильмы и художественные
произведения детских писателей, сказки. Родители могут поиграть с детьми в игру
«Отгадай, откуда этот герой» или «Викторина по сказкам», в которой в двух-трёх
предложениях, дети рассказывают о названии сказки, её героях.
Родители, если они не принимают участия в игре, должны быть объективными,
справедливыми арбитрами результатов соревнования в игре. Общие игры поднимают
настроение детей, укрепляют их дружбу и симпатии.
В ходе игры у ребёнка развивается произвольное внимание, наблюдательность,
сосредоточенность, закрепляются знания о качестве игрушек, желание играть с ними,
пробуждается интерес к процессу игры, формируется бережное отношение к ним.
Для умственного развития детей полезны игры на сравнение предметов,
нахождение признаков сходства и различия. Например, в игре «Кто больше заметит
признаков сходства?» взрослый, приглашая ребёнка поиграть, отбирает каждый раз по
паре предметов (игрушек, природного материала, предметов обихода).
Очень интересны для ребят словесные игры, знакомые родителям с детства :
«Испорченный телефон», «Летает - не летает», «Наоборот», «Скажи быстро». Играя
со словом, дети учатся общению со сверстниками, взрослыми, овладевают правилами
поведения. Кроме того, они развивают ум, речь, у них формируется чувство юмора.
Для поддержания у ребёнка положительного эмоционального настроя
необходимо пребывание его среди других детей. Важно, чтобы родители помогали
своему ребёнку иметь друзей. В этом большую помощь окажут дидактические игры,
организуемые для совместного проведения с другими детьми. Продуманное
содержание их, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил
и действий будут способствовать воспитанию детей дошкольного возраста.