Ольга Глазкова
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества
человека, которые определяют успешность выполнения им творческой
деятельности различного рода.
Творческие способности делят на : музыкальные, литературные,
художественные; инженерные и т. д. Кроме того различают общие и
специальные способности. Общие способности связаны с условиями
ведущих форм человеческой деятельности, а специальные – с отдельными
деятельностями. Среди общих способностей большинство исследователей
Публикация «Консультация для родителей „Развитие творческих способностей у детей“» размещена в разделах
выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству)
Креативностью называются творческие возможности (способности)
человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных
видах деятельности. Они характеризуют личность в целом и её отдельные
стороны, продукты деятельности, процесс их создания. До появления этого
термина психологи пытались различным образом обозначить эту
способность.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И
вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор
открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез,
касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к
творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В
частности, известный американский психолог Клиффорд, занимавшийся
проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям
свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие
таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не
концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного
решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с
тем, чтобы рассмотреть, как можно больше вариантов. Дивергентный способ
мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется
следующими основными особенностями:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в
данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это
может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой продукт, или
придавать ему законченный вид.
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А. Н.
Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей,
художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько
понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении
символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной
задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на
части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её
проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся
системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое
из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального
замысла.
Кандидаты психологических наук В. Т. Кудрявцев и В. Синельников,
основываясь на широком историко-культурном материале (история
философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики)
выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся
в процессе человеческой истории:
1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной,
общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того,
как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему
строгих логических категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3. Над ситуативно – преобразовательный характер творческих решений –
способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне
альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно
создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают
свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность
проследить и проанализировать особенности поведения предметов в этих
условиях.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии
творческих способностей детей :
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще
всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная
характеристика. Многие исследователи определяют креативность через
свойства личности, ее способности. Одним из важнейших факторов
творческого развития детей является создание условий, способствующих
формированию их творческих способностей. На основе анализа работ
нескольких авторов, в частности Дж. Смита Б. Н. Никитина и Л. Кэрролла мы
выделили шесть основных условий успешного развития творческих
способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей
является раннее физическое развитие малыша : раннее плавание, гимнастика,
раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с
различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка
является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо,
насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой
системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную
творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в
соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно
купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть
ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития
творческих способностей вытекает из самого характера творческого
процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что
способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности
человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно
поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального
напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще
не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень
интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как
объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период
малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать
множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без
предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это
делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч.
Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если
ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей
заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе
деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним
каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его
интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что
уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет
ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот,
предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых –
это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей.
Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь
в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей
способ помощи детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо
за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам
может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное
психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое
условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная
атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать
безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого
поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к
творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться
даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно
исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания
ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные
психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и,
что надо только не мешать ему свободно само выражаться. Но практика
показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть
дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность.
Оказывается, (и педагогическая практика доказывает это, если подобрать
соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя
своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем
их необученные само выражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так
популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств.
Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот
факт, что учить надо не вызывает сомнений.