Дементьева Ольга Ивановна
Консультация для родителей «Развитие тактильного восприятия у детей раннего возраста с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Тактильное восприятие - это ощущения посредством прикосновения, благодаря чему дети воспринимают окружающую действительность. Для детей очень важно и естественно прикоснуться к новому неизвестному для него предмету, почувствовать его на ощупь, запах и звук – так он воспринимает окружающий мир. В самом начале своей жизни дети прикасаются к предметам случайно и ощущает, что они разные – мягкие и твердые, холодные и теплые, гладкие и шершавые и т. д., но потом он делает это целенаправленно и постоянно.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Взрослым необходимо понимать важность развития тактильного восприятия на этом этапе, поощрять действия детей с различными предметами, конечно не забывая о безопасности малышей. Именно ранний дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для развития восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе, совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. При развитии тактильного восприятия значительно активируются познавательные процессы, расширяется, как пассивный, так и активный словарь.
Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые, играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности.
Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить. Можно поиграть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку, порисовать, например, на манке или гречке! Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина, с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, землей, пластилином, тестом из муки и соли. Обращайте внимание ребенка на холодные предметы и горячие. Во время купания используйте мочалки и губки разной жесткости, привлекайте внимание малыша к температуре воды в ванне. Для развития общей чувствительности кожи малыша, дотрагивайтесь до его тела предметами из различных материалов, например, полотенцем махровым и льняным, вязаным и фланелевым пледом и т. д.
Будут полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, массажного валика для ног.
Соорудите дома сухой душ – своеобразный шатер из разноцветных атласных ленточек, закрепленных на подвесном горизонтальном основании. Ленты будут спускаться вниз, как струи воды, с ними будет можно играть, пробегать свозь них, касаясь частями тела.
Предложите ребенку поиграть с коробками, наполненными различными деталями из различных материалов (нитками, большими пуговицами, шариками из поролона, пластмассовых палочек, липучек и т. д.). Малыши будут составлять различные композиции, обыгрывать их вместе с вами, одновременно испытывать различные тактильные ощущения, познавая качество, структуру различных материалов.
Для развития тактильного восприятия помогут и пальчиковые игры, игры с водой, дидактические игрушки, такие как крупные пазлы, крупный конструктор, вкладыши. Играйте в игры, которые помогают развить тактильные восприятия.
Вот несколько из них:
«Киска»
Взрослый касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Искалка»
Подушечка с прозрачным окошком наполняется гранулятом, среди которого «прячутся» мелкие предметы. Ребенок, перебирая пальчиками и таким образом развивая мелкую моторику рук, ищет в этом «песочке» заветные предметы, которые так и наровят ускользнуть в дальний угол.
«Чудесный мешочек»
Положите в мешок различные предметы. Ребенок может ощупать рукой (не глядя внутрь) найти нужный предмет.
«Что за предмет?»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
К концу раннего возраста восприятие ребенка настолько совершенствуется, что позволяет перейти на следующую ступень развития познавательной деятельности.