Зухра Каретникова
Консультация для родителей «Развитие слухового внимания и фонематического слуха»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие слухового внимания и фонематического слуха
у детей с нарушением речи»
учитель-логопед Каретникова З,П
Публикация «Консультация для родителей „Развитие слухового внимания и фонематического слуха“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
На сегодняшний день даже у детей, не нуждающихся в речевой коррекции, недостаточно сформированы основные компоненты языковой системы. Один из них - фонетика, включающая в себя слуховое внимание, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.
Умение сосредотачиваться на звуке и является слуховым вниманием, а различение и анализ звуков - фонематическим слухом.
Для детей старшего дошкольного возраста очень важно развивать слуховое внимание и фонематический слух, так как это важные составные успешного освоения грамоты, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы, профилактика нарушений чтения - дислексии, и нарушения письма - дисграфии.
Приведённые далее игры просты и понятны, не требуют временных затрат. Они окажут существенное влияние на формирование правильного звукопроизношения, развития слухового внимания, фонематического слуха у ваших детей.
Игры на развитие слухового внимания :
"О чём говорит дом?". Предложите ребёнку послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, кухни, другой комнаты.
"О чём говорит улица?". Предложите ребёнку послушать и определить, какие звуки доносятся с улицы. Если ребёнку трудно выполнить это задание - осуществите зрительный контроль - посмотрите в окно.
"Узнай шум". Предложите ребё нку послушать и определить бытовой шум: звонок телефона, шуршание бумаги, звук капающей воды, льющейся воды, открывающейся двери.
"Волшебные коробочки". Подготовим два набора непрозрачных коробочек для взрослого и ребёнка - 3-7 штук. Заполним их различными материалами: горохом, гречкой, сахаром, скрепками, нарезанной бумагой. Вначале предлагаем ребёнку внимательно послушать звучание каждой коробочки и ознакомиться с её содержимым. Затем взрослый трясёт любую коробочку, а ребёнок должен найти в своём комплекте коробочку с тем же содержимым. Далее можно предложить ребёнку серию звучащих коробочек, т. е. трясёте по очереди 3-4 коробочки и просите ребёнка повторить.
«Слушать интересно» пособие Ольги Александровны Суховой
1. Магнитофон с картой памяти, на которую записаны 134 неречевых звука.
2. 110 карточек с иллюстрациями к звукам
(бытовые звуки, звуки улицы, транспорт, звуки животных, звуки птиц, музыкальные игрушки, музыкальные инструменты).
3. 2 больших сюжетных картинки с иллюстрациями к звукам: «вечер в парке», «субботний день дома»,
4. 4 карточки с заданием на определение последовательности звучания.
"Прятки". Ребёнок выходит из комнаты, взрослый прячет громко тикающий будильник. По возвращении ребёнок должен прислушаться и определить, в каком месте он спрятан.
"Где звенит?". Ребёнок закрывает глаза, а взрослый звенит колокольчиком из разных мест комнаты. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаза, рукой показать направление.
"Угадай, чей голосок". Взрослый звуками, изображает какой-то предмет: паровоз, машину, самолёт или звукоподражанием изображает кошку, собаку, лошадь, петуха, курицу, а ребёнок отгадывает, кого или что он услышал. Затем попросите ребёнка сделать тоже самое, а вы отгадаете услышанные звуки.
"Услышь шёпот". Суть заключается в том, чтобы ребёнок, находясь от взрослого на расстоянии 2-3 метров, услышал и понял то, что вы произнесли шёпотом. Давайте ему команды, а он их будет выполнять. Важно, чтобы слова взрослым произносились чётко.
Если ваш ребёнок уже знаком со звуками предложите ему сыграть в игры на развитие фонематического слуха. Взрослым следует помнить: звук- это то, что мы слышим и произносим, буква- это то, что мы видим и пишем.
"Услышишь - хлопни". Взрослый произносит ряд звуков, а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
"Придумай слова на заданный звук". Взрослый просит придумать 3-4
слова на заданный звук.
"Назови первый звук в слове". Взрослый называет слово, а ребёнок называет первый звук в слове.
"Назови последний звук в слове". Взрослый называет слово, а ребёнок определяет, на какой звук слово заканчивается. Важно придумывать слова с чётко звучащим звуком, написание которого не расходилось бы с произношением.
"Подскажи словечко". Прочитайте ребёнку хорошо знакомое ему стихотворение ( например: "Наша Таня громко плачет…") При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребёнку самому сказать недостающие слова.
"Нескладушки". Предложите ребёнку определить, какая пара слов звучит складно, в рифму (созвучие окончаний строк).
палка - селёдка, палка - скакалка
мышка - шишка, мышка - кошка
гном - дом, гном - дам
хорёк - зверёк, хорёк - денёк
кошка - окошко, кошка - мушка