Гончарова Олеся Николаевна
Консультация для родителей «Развитие ролевой игры у дошкольников посредством ознакомления с произведениями литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я не знаю, во что мне играть», - говорит скучающий малыш. Детское воображение и фантазия постоянно нуждаются в новых впечатлениях, эмоциях, подсказках взрослых. Это – своего рода пища для подрастающего малыша. Если вы затрудняетесь предложить малышу, что-то новое – не отчаивайтесь: вам на помощь придут книги.
Игры по книгам будут эффективнее, если взрослые играют с ребенком и в другие игры. Взрослый в игре обязательно выступает в роли партнера, а не учителя, играет заинтересованно, азартно.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие ролевой игры у дошкольников посредством ознакомления с произведениями литературы“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сюжетно-ролевые игры
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Учите ребенка взаимодействовать в игре, но и не забывайте поощрять, когда ребенок увлеченно и сосредоточенно играет один. Драгоценная привычка оставаться самим собой – это залог развития. Ваш ребенок живет в детской среде. Поэтому не забывайте на совместных прогулках играть и с другими детьми. Прогулки – бесценные часы счастья и воли.
В детской игре вы можете понаблюдать за характером сына или дочки. Даже, если это необходимо, скорректировать их нововведение.
Вникая в игры по книгам, взрослый получает дополнительные возможности для воспитания своих детей. Малыши любят изображать проказы Буратино и Карлсона. Будет уместным предложить детям разыграть и те эпизоды, из которых видно, что герои не только шалуны, но и хорошие товарищи, и верные друзья.
Мальчики могут очаровываться и злодеями, восхищаясь их грубой силой: «Я Карабас – Барабас у меня есть плетка! Все меня боятся!
В этом случае напомните сыну, чем кончил этот злодей в известной сказке: его победили Буратино и его друзья.
В наше время значение игр по книгам стало иметь значительный вес в педагогике, потому что дети, растущие в условиях компьютеризации, цифровизации, трансформации часто не терпеливы, не умеют воспроизводить прочитанный взрослый текст сказки или рассказа, слабо, поверхностно отвечают на вопросы по содержанию текста. И только игры по книгам останавливают их внимание на тексте, побуждают запоминать его и воспроизводить.
Игры по книгам трудно переоценить: это и творческое повторение прочитанного, и тренировка памяти, и развития воображения, и прекрасная школа речи.
Благодаря игре ребенок, еще не овладевший активной речью, улавливает смысл песенки, стихотворения:
Маша варежку надела, ( называем имя своей дочки: Оля, Даша и т. д)
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла.
Посмотрите-ка, нашла.
Ищешь, ищешь и найдешь!
Здравствуй пальчик, как живешь?
(«Варежка»,Саксонская)
До трёх лет дети играют в сказки «Репка», «Теремок», «Колобок». Сначала играет мама, а малыш смотрит и слушает, а потом играет он сам: вот как тянули репку, вот как все звери прибежали в теремок, вот как колобок убежал от зайца, волка и медведя…При этом он старается произносить слова и фразы.
В пять лет ребёнка побуждают передавать текст произведения –идёт этап овладения активной речью. Для этого практикуют чтение по лицам. Так в сказке «Кот и петух» роли можно читать по переменно: сначала ребёнок за Котика, мама- за Лису и Петушка, а потом наоборот. Ребёнок после этого запомнит весь текст сказки. После игры дома ребёнок может показать этот спектакль сверстникам в детском саду или гостям. С трёх до семи лет основной деятельностью дошкольников становится сюжетно- ролевая игра, с помощью которой они узнают жизнь.
Новая роль в сюжетно- ролевой игре-это новая степень развития. Ребёнок думает, чувствует, действует как много требует роль шофёра, доктора или мамы, в игре «дочки- матери» или роль героев сказок. Игра становится тем содержательнее, чем больше у ребёнка знаний и представлений. Вот где роль книги просто незаменима!
Если у ребёнка нет впечатлений о жизни взрослых, ролевая игра не возникает, что является нарушением норм психических процессов: памяти, мышления, восприятия, воображения.
Ролевая игра в отличие от игры- спектакля не предполагает воспроизведение текста произведения. Здесь книга лишь даёт толчок для свободного полёта воображения и фантазии, для импровизации. Дети, входя в роль играют азартно, самозабвенно и своим «понарошку» могут выразить все. Недаром великий К. Станиславский советовал актёром играть как дети.
Книги как нельзя лучше обогащают самые популярные среди детей игры! "Дочки-матери" и "Все работы хороши" (о профессиях).
Не случайно во все века писатели, художники композиторы поэтизировали девочку, играющую в куклы. Вспомним рассказы Л. Толстого или пьесы П. Чайковского из «Детского альбома» («Болезнь куклы», «Новая кукла»)
Войти в роль мамы и хозяйки девочке помогут и стихи, воспевающие мать: З. Александровой, А. Барто.
В наши дни игру в «Дочки-матери» вытесняет заокеанская красавица Барби: невеста, молодая дама. Главная причина -это мода, которая сильно воздействует на психику девочки.
Барби-целый игрушечный мир: мебель, дома, машина, гардероб. В детских журналах печатают рассказы о Барби: о счастливой жизни с мужем Кеном и детьми, их развлечениях,путешествиям,праздниках.
Сравнивая книги о Барби с нашей литературой о девочке, играющей в куклы, можно заметить существенное различие: Барби только развлекается со своими «детьми», а у нас – поэтизируется материнский труд, материнская забота, что соответствует самым глубинным потребностям женской натуры и воспитывает доброту, мягкость, чуткость, нежность, то есть женственность.
Но у куклы Барби есть и свое воспитательное значение: девочки уже с детства хотят красиво и модно одеваться, причесываться, пользоваться украшениями, что дает девочке спокойную уверенность в себе. Все это допустимо, приемлемо, если бы при этом они продолжали играть в «дочки – матери», чего на практике не бывает. Поэтому родителям нужно побуждать играть в «дочки – матери», а Барби пусть будет, но занимая второстепенную роль.
Игры о профессиях не только любимы, но и очень полезны для развития детей, потому что у ребенка, входящего в роль, возникает желание трудиться, совершенствовать трудовые навыки.
Так возникает жизненная ориентированность на труд, глубоко заложенная в наших национальных традициях. Вспомним стихи «Мужичок с ноготок» из поэмы Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». Сколько достоинства в маленьком труженике, помощнике семьи («всего мужиков-то: отец мой да я»!
Стихи, рассказы, очерки о профессиях дают толчок ролевой игре, открывая простор выдумке, фантазии, импровизации.
Цикл хороших стихов о профессиях шахтера, ткачихи, пилота, пожарного, врача, портного, шофера, рыбака можно найти в книге Л. Куклина «Когда мы станем взрослыми (1979). Можно познакомить ребенка с увлекательной энциклопедией о профессиях «Все работы хороши» Г. Юрмина (любое издание). Эта тема хорошо представлена и в энциклопедии «Почемучка».
Пусть ребенок сам по иллюстрации в книге выбирает, про кого ему почитать взрослому и в кого играть ему самому: в космонавта или парикмахера, архитектора или повара, учителя или почтальона, врача или шофера. Читайте больше, дружите с книгой и научите этому ребенка. Книга – Ваш самый верный и надежный помощник в воспитание ваших детей.