Асия Маняпова
Консультация для родителей «Развитие речи — важное условие умственного развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи – важное условие
умственного развития ребенка»
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Накопление знаний, обогащение личного опыта ребенка и его растущая самостоятельность обеспечивают дальнейшее быстрое развитие у него мышления и речи. Освоение детьми правильной, связанной и выразительной речи является одной из самых главных задач дошкольного воспитания. Поэтому в работе воспитателей детских садов развитию речи детей всех возрастных ступеней уделяется много внимания.
Работа с трехлетними детьми, воспитатель преследует три основные задачи:
1. Обогащать словарь детей.
2. Добиваться чистоты звукопроизношения.
3. Воспитывать связанную речь у детей, т. е. учить их строить простые предложения.
Эти цели достигаются обычно на одних и тех же занятиях или беседах. В результате таких систематических бесед обогащается словарь ребенка. Дети на четвертом году жизни, осваивая новые слова, включают их не только в пассивный, но и в активный словарь, объем которого быстро растет. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, но и других частей речи. Кроме того, гораздо чаще ребенок узнает множество названий различных признаков предметов; он узнает такие слова, как высокий, тяжелый, легкий, вкусный, горячий, мягкий, гладкий и многие другие.
Трехлетние дети обычно уже называют некоторые числительные. Они даже иногда «считают» по порядку, правильно называя числа от одного до семи, даже до десяти. Но разве можно говорить, что в этом возрасте дети уже знают числа 3,5,7, что они умеют считать любые предметы? Конечно, нет. Заученный ими ряд чисел похож на заученный стишок и так же, как он, повторяется наизусть. К концу четвертого года жизни большинство детей уже правильно относит слова один, два, три к одному или двум, трем кубикам, конфеткам или куклам, но и в этом случае ребенок еще не выделил признак количества и лишь на взгляд относит эти заученные слова к соответствующей по количеству группе предметов. В этом возрасте интерес детей к слову заметно растет: дети начинают все больше прислушиваться к новым словам и пытаются их произносить. Правда, дети часто затрудняются в произношении отдельных слов, а некоторые звуки они долго не говорят правильно, чаще все звуки р, ш, ж : либо заменяют их другими, либо произносят слишком мягко (сюсюкание, шепелявость, картавость).
Ошибки в произношении детьми отдельных слов объясняются часто и тем, что специальный анализ звуков человеческой речи, в которой все звуки слиты в один поток, так называемый фонематический слух, у трехлетнего ребенка еще очень слабо развит. Обычно ошибки в произношении исчезают по мере того, как ребенок все чаще слышит и повторяет эти слова. Однако очень важно, чтобы речь взрослого была безупречно правильной и чистой, а трудные для ребенка слова педагог повторял несколько раз медленно, ясно и громко, предлагая и детям правильно произносить их. Трехлетние дети, как правило, уже свободно строят простые предложения. Это возможно потому, что они очень рано практическим путем усваивают грамматику языка. Раньше всего они начинают изменять окончания слов по падежам, родам и числам.
Ребенок играет огромную роль в умственном и нравственном развитии детей, но особенно важное значение имеет речь в развитии мышления ребенка.
Многочисленные исследования показали, что хотя мышление трех-, четырехлетних детей остается действенным, однако овладение речью быстро изменяет его характер. Существуют определенные, но совсем не простые, взаимоотношения между развитием речи и развитием мышления детей. Оказывается, ребенку этого возраста легче что-то сделать, чем рассказать о том, что он сделал.
Таким образом, осмысливание того, что ребенок построил или изобразил, рассказ о том, что он сделал (т. е. оформление в речи, наступают у него обычно после того, как он уже выполнил какое-то действие. Это объясняется тем, что у трех-, четырехлетних детей еще не развито словесное мышление, они не умеют заранее, до действия решить предстоящую им задачу «в уме». У трех-, четырехлетних детей наблюдается известное «расхождение» между тем, что они сделали, решая задачу, и тем, как они объясняют свои действия.
Такие наблюдения есть у каждого воспитателя. Они говорят, во-первых, о том, что существуют очень сложные отношения между двумя формами (или способами) детского мышления: действительно и речевой; во-вторых, что трехлетнему ребенку доступно решение только вполне конкретных задач и прежде всего действительным способом. В-третьих, описанные факты говорят о том, что в этом возрасте ребенок не все то, что он делает, может осмыслить и передать в речи.
Эти факты очень важны для педагогической практики. Они подсказывают воспитателю, что необходимо упражнять детей в решении маленьких и конкретных задач. Это, прежде всего таки задачи, которые ребенок может решить, действуя руками, т. е. практическим путем. Необходимо развивать речь детей не только для того, чтобы разговаривать с ними в повседневной жизни. Важно учить ребенка задумываться над задачей, т. е. прежде всего, учить понимать вопрос, который ставит ему взрослый. Уметь отвечать на вопрос – значит учится мыслить словами. Включая эту работу в решение практических задач, воспитатель развивает мышление ребенка, которое из действительного постепенно становится словесным. От трудовых вопросов ребенка лучше всего отвлекать, но так, чтобы он не терял желание в дальнейшем спрашивать старших о том, что он видит. Важно, чтобы его пытливость и любознательность возрастали.