Киреева
Консультация для родителей «Развитие речи у детей посредством пальчиковых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Заключается в ее соответствии требованиям социальных условий сегодняшнего дня. Проблема речевого развития детей в современном обществе стоит более чем остро. В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Поэтому нужно укреплять связь семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого развития дошкольника.
Задачи консультации.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи у детей посредством пальчиковых игр“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Способствовать приобщению родителей к воспитательно-образовательному процессу.
Познакомить родителей с формами работы по активизации речевого развития детей.
Цель консультации.
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
С каждым годом растёт число детей с проблемами в развитии речи. А между тем речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь является и основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка.
На основе речи и её смысловой единицы – слова, формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память.
Речь формируется и в процессе общего психофизического развития ребёнка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребёнком.
И именно родители, понимая всю важность ежедневного речевого общения с детьми дома, по дороге в детский сад и т. д., могут также совместно с педагогами в детском саду, создать условия для развития речи в процессе общего психофизического развития ребёнка, всего лишь играя со своими детьми.
Одним из наиболее действенных методов развития речи является пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Движения пальцев рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Согласно исследованиям Савиной Л. П. влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и др.) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Кроме того, согласно исследованиям японского врача Намикоси Токудзиро, который создал оздоравливающую методику воздействия на руки, пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы человека, рефлекторно с ними связанные.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В Китае, например, распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сир пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. А между тем, исследования отечественных физиологов, в частности работы В. М. Бехтерева, также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Исследования В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребёнка.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре головного мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозге ребёнка формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку стоит начинать с самого раннего детства.
И именно исходя из оздоровительного воздействия на организм ребёнка каждого из пальцев, можно помочь ребёнку координированно и ловко ими манипулировать, развивая при этом и речь ребёнка.
В данной консультации предлагаются лишь некоторые варианты пальчиковых игр с детьми, из огромного количества существующих методик. Стоит отметить, что пальчиковые игры помогут в развитии не только детям с проблемами в развитии речи, но и всем остальным детям, улучшая их психофизиологическое развитие.
Желаю всем родителям прекрасных творческих минут, проведённых со своими детьми!
Во время проведения игр, необходимо учитывать индивидуальные особенности вашего ребёнка, настроение, желание и возможности. Главное - чтобы игра была в радость!
Пальчиковые игры со скороговорками
Скороговорки всегда можно «переложить на пальцы», т. е. придумать поначалу несложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять.
Вначале родители должны сами попробовать чётко, не торопясь, произнести скороговорку с одновременным движением рук, а затем проделать это вместе с ребёнком. Если поначалу у ребёнка что-то не будет получаться, взрослым необходимо взять руки ребёнка в свои и вместе выполнить все движения от начала до конца.
В процессе работы над скороговоркой можно менять интонации, темп, ритм, громкость.
Это поможет развить речь ребёнка, его координацию, почувствовать ритм и подготовить руку к письму.
«Буква Б»
Пара барабанов, (Ладони поочерёдно ударяют о край стола).
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била бурю.
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била бой.
Пальчиковые игры со стихами
Способствуют развитию речи, памяти, внимания, мимики пантомимики детей.
«Веер»
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаем красивый веер —
Пусть прохладою повеет.
(Т. Сикачева)
Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.
Стихотворения для создания игровых разминок
«Кто как ходит»
Гуси ходят все гуськом,
Индюшата – индюшком,
Лягушата – лягушком,
Поросята – пороськом.
Я люблю ходить гуськом
По тропиночке с дружком,
Только сам хожу я чаще
Лягушком и кувырком.
(Ефим Чеповецкий)
Пальчиковые рисунки
Лист белой бумаги, краска и пальчики – всё это пригодится для того, чтобы поиграть с ребёнком в рисунки-загадки и нарисовать необычные картины.
Попросите Ребёнка обмакнуть указательный палец руки в красную краску и поставить на листе много красных точек. Спросите у Ребё нка: чтобы это могло значить? («Бусы рассыпались», «Гроздья рябины склонились», «Много солнц на небе» и т. д.). Точно также можно поиграть с любой другой краской.
Ещё для игры на бумаге можно использовать ладошки. Можно обмакнуть обе ладошки в краску и рисовать ладошками на листе ватмана.
Пальчиковые игры с бумагой
Аппликация из порванной бумаги
Дети с рождения любят играть с бумагой: комкать, рвать, пробовать на зуб. Им нравится шуршание, цвет, «преображение» из листа в комок. Цветная бумага или цветные бумажные салфетки рвутся на кусочки самых разных размеров. Затем задумывается аппликация, на картон-основу наносится клей, а затем кусочки бумаги или шарики из скомканных кусочков салфеток наклеиваются.
Пальчиковые игры с игрушками
Игры с игрушками имеют огромное значение в развитие мелкой моторики, воображения, памяти, логики. Это различные игры с пирамидками, с рамками и вкладышами, с волчком, мозаикой, с плоскостными играми, шнуровками.
Пальчиковые игры с орехами и крупой
Эти игры направлены на развитие тонких движений пальцев, а значит и речи. Их можно использовать для занятий как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Пальчиковый театр теней
Когда наступает вечер и в комнате становится темно, взрослый вместе с ребёнком может включить настольную лампу и устроить для ребё нка праздник: по стене причудливо начнут бегать тени, а пальцы рук превратятся в собачек и кошек, облака и деревья и т. п.