Светлана Богданова
Консультация для родителей «Развитие речи средствами художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература – неисчерпаемый источник мудрости, знаний, духовности, красоты художественного слова для развития ребенка дошкольного возраста. Для маленького ребенка художественная литература и детская книга являются мощным средством эмоционального развития, потому что наблюдая за выражением лица взрослого, читающего книгу, и рассматривая иллюстрации, ребенок пытается следовать выражение лица того, кто ему читает стихотворение, сказку или рассказ, копирует выражение лица персонажей литературных произведений – показывает как они радуются, унывают, как удивляются.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи средствами художественной литературы“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Слушая литературные произведения, ребенок учится радоваться, сочувствовать и унывать. Следовательно, она не только знакомится с различными эмоциональными состояниями человека, но и тренируется испытывать и передавать свои чувства. Произведения художественной литературы расширяют кругозор ребенка, раскрывают тайны природы, знакомят ее с событиями давно прошедших времен, открывают неизвестные страны и т. д. Рассказы и стихи о детях учат дошкольников взаимодействовать в коллективе сверстников, делиться игрушками, не оскорблять новичков. Художественная литература и детская книга являются мощными средствами формирования фонематического слуха и правильного звукопроизношения, обогащения словаря ребенка, развития связной речи.
Художественная литература и народное творчество – важный источник развития детской речи. Художественная литература и устное народное творчество традиционно использовалось в отечественной и зарубежной педагогике как мощный фактор воспитания и образования подрастающего поколения. Воспитательная и художественная ценность этого вида искусства обусловлена спецификой средств воплощения в нем художественного образа, прежде всего языковых средств выразительности, ведь язык литературного произведения является лучшей, высшей формой литературной речи, которой дети стремятся подражать.
Использование малых фольклорных форм является эффективным приемом фонетической компетентности. Это повторение за взрослым, со взрослым и самостоятельное воспроизведение малых фольклорных форм, хоровое и индивидуальное заучивание стихов с фрагментарным проигрыванием сюжета. Среди фольклорных жанров ведущее место занимает сказка, служащая хорошим материалом для театрализованной деятельности детей, игр-драматизации, инсценировки. Чтобы научить дошкольников различать интонационную окраску речи в зависимости от цели сказанного (вопрос, возмущение, восхищение, сообщение, от характера сказочных героев, особенностей их поведения (добрый, заботливый, лохматый, плаксивый, робкий, коварный, льстивый). такие упражнения, которые готовят к играм-драматизациям и дают полное целостное представление о конкретном персонаже.
Например: · воспроизвести ситуацию и диалоги персонажей, изображенных на рисунке;
· воспроизвести речевые особенности, характер определенного персонажа;
· проигрывая фрагмент сказочного сюжета, использовать интонационную окраску, которая положительно характеризует персонажей (радушие, благодарность, жалость, шутка, готовность помочь, сочувствие);
· проигрывая фрагмент сказочного сюжета, использовать интонационную окраску, негативно характеризующую персонажей (раздражение, безразличие, пренебрежение, пренебрежение, капризность, насмешки, игнорирование, высмеивание).
Дальнейшая работа по развитию способности дошкольников уместно и адекватно владеть интонационной окраской найдет свое место не только в играх-драматизациях, но и в речевой деятельности различных содержательных линий. Народные сказки стимулируют художественно-речевую деятельность ребенка, обогащают его речь словами, взятыми из устного народного творчества, способствуют овладению грамматически упорядоченной связной речью, побуждают ребенка к собственному творчеству. А. Гончаренко дает пример речевой работы со сказкой, которая проводится со старшими дошкольниками. Времена года в сказках. Сюжет многих сказок выстраивается в четко обозначенный сезон или содержит определенные признаки-загадки, на что ребенок не сразу обращает внимание. Вспомнив с детьми несколько сказок, можно предложить им найти те, где есть зима или лето, осень или весна, и аргументированно подтвердить свое предположение. Время года притаилось или путешествует по всей сказке, нужно только прислушаться и найти упоминание о ней или хотя бы намек. Когда педагог или кто-нибудь из детей воспроизведет этот фрагмент-загадку, целесообразными будут следующие задачи: вспомнить название сказки и соответствующую часть сюжета, определить сезон и представить ему убедительные факты, признаки, проявления. Здесь понадобятся также народные приметы, пословицы, поговорки, стихи о природе, собственный опыт, наблюдение ребенка с прогностическим поведением животных, растений и т. д. Так что целостный аргументированный ответ станет рассказом. В каких сказках поселилось лето? *
«Пошел зайчик, сел под дубком и снова плачет.
* «Наевшись вволю, волк ушел, растянулся на зеленой лужайке под деревом и заснул». (Волк и семеро козлят»);
«Лиса шмыгнула и помчалась со всех ног, аж пыль встала». («Лиса и журавль»);
* «А бычок стоял на солнце, пока не растаял». («Соломенный бычок»)
Где в этих сказках отдыхает зима? · «Шел дед по лесу, а за ним бежала собачка, да и потерял дед перчатку». («Перчатка») «Говорит Лисичка Волку: «Пойдем на реку и найдем полынью, то ты сядь над полыньей, хвост вдень в полынью, сиди и говори «Ловись, рыбка, маленькая и большая». («Про Лисичку-сестричку и Волка») · «Была у Зайчика избушка лубяная, а у Лисички – ледяная». («Заюшкина избушка») .
Кроме использования сказочного жанра, следует прибегать и к другим фольклорным формам и строить, опираясь на понимание и знание детьми природы родного края, тематические фрагменты мини-занятий, которые будут способствовать развитию речевой компетентности. Ориентированные вопросы (По методике Н. Гавриш) : · В каких сказках гуляет и веселится весна (лето, осень, зима? · По каким песням путешествует, поя весна (лето, осень, зима? · В каких стихах спряталась весна (лето, осень, зима? · В каких народных приметах найдем весну (лето, осень, зиму? Подобные упражнения-задания готовят дошкольников к составлению цельных логических рассказов. Эффективным методом овладения коммуникативно-речевыми действиями являются игры по сюжету литературных произведений. Благодаря ролевому перевоплощению дети упражняются в ведении вариативных диалогов. Процесс подготовки к проигрыванию целостного сюжета постепенный, длительный, индивидуальный. Используя фольклорные диалоги, ребенок учится поочередно с партнером воспроизводить сюжет, не лишённый интонационных оттенков, динамики, мимических проявлений, изменения силы голоса, темпа речи. В игре-драматизации, где детям хорошо знакомы сюжет, песенки, повторы, большинство реплик, не обязательно дословно воспроизводить текст. При желании можно импровизировать. К проигрыванию целостной игры-драматизации детей готовит эпизодическое проигрывание диалогов, переходящее в игровое вправление в изменении темпа речи, интонации, в тональном оформлении голосов персонажей.