Снежанна Мещерякова
Консультация для родителей «Развитие речи детей 3–4 лет в игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста приобретает свою актуальность в связи с особенностями развития ребенка в период 3-4 лет. Именно в этом возрасте ребенок наиболее чувствителен к восприятию речи окружающих и влиянию разных факторов, следовательно, данный возраст является особенно продуктивным для речевого развития ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей 3–4 лет в игре“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В возрасте 3-4 лет дошкольники продолжают изучать звуки и слоговой состав слов, расширяют словарный запас, учатся составлять предложения. Важно развивать речевое внимание, фонематический слух, мыслительные способности.
Всем известно, что для дошкольника нет занятия важнее, чем игровая деятельность. Какие бы формы деятельности детей этого возраста ни взяли, все они берут свое начало именно в игре. И именно через игру, малыш познает мир, который его окружает и учится с ним взаимодействовать. Именно благодаря играм ребенок обучается таким важнейшим делам, как общение со сверстниками, подчинение своих желаний правилам игры. Также игры развивают целый ряд психических процессов, к числу которых относятся внимание, память, воображение, мышление, речь и восприятие. Также игры формируют первые нравственные ориентиры ребенка. Для ребенка игры являются своеобразным методом вхождения во взрослый мир. В игре дети репетируют взрослую жизнь, которая подготавливает их к будущему труду и учебе. Насколько важна для взрослого человека трудовая и профессиональная деятельность, настолько же большое значение имеет для ребенка игра. Можно не сомневаясь утверждать, что когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре.
Огромное влияние игры оказывают на развитие интеллекта, воображения, речи детей дошкольного возраста.
Волшебный сундучок
Положите в картонную коробку несколько разных предметов. «Я нашла волшебный сундучок! Давай посмотрим, что же там лежит». Доставая предметы по одному, давайте им краткую характеристику: «Смотри — это мяч, какой он круглый, красный! А вот — машина, она с кузовом и колесами. Да здесь еще и лото есть. Какое оно разноцветное, с разными картинками! И еще — ложка, большая папина ложка».
Сложите все предметы в коробку и предложите малышу угадывать, по описанию, какой предмет вы хотите достать. «Она с кузовом и с колесами; оно разноцветное и с картинками и т. п.», выделяйте интонацией местоимения «он, она, оно». После того, как все предметы вновь будут выложены, попросите ребенка забрать игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и ложку, обратите на это его внимание.
Игра способствует развитию внимания, памяти, навыков классифицирования предметов, освоению правильного употребления родовых местоимений
Кто к нам пришел?
Спрячьте игрушку-котенка. Поиграйте в игру: «Кто к нам пришел». Спрятанный котенок забыл, какое он животное, но знает, что мама у него — кошка, а папа — кот. Обыграйте ситуацию с цыпленком, теленком и т. п.
Игра способствует развитию речи, логического мышления.
Опиши куклу
Покажите ребенку куклу, пусть он ее внимательно рассмотрит. Затем спрячьте игрушку и спросите малыша, какого цвета было платье на кукле, было оно длинное или короткое, с пуговицами или без и т. п.
Повяжите кукле бантик, но так, чтобы ребенок этого не видел. Вновь покажите куклу и поинтересуйтесь, что изменилось в ее облике. По мере усвоения ребенком правил игры, за одно занятие можно менять по несколько деталей, меняя кукле прическу, снимая и надевая носочки, туфельки, шарфики и т. п.
Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, памяти.
«Чего не стало». Разложите на столе 3—4 предмета, например, машину, мишку, карандаш. Предложите малышу назвать их и запомнить, что лежит на столе. Попросите ребенка закрыть глаза (или отвернуться, а сами в это время уберите один из предметов. Затем спросите его, чего не хватает. Поставьте перед ребенком чашку, блюдечко и тарелку. Попросите назвать предметы. Затем, убирая их по очереди со стола, предложите назвать, чего не стало
«Угадай, где звонит». Заведите будильник и спрячьте его под столом или под шкафом. Когда будильник зазвенит, ребенок должен отгадать, откуда раздается звук, и найти будильник.
Подходить к коррекционной работе необходимо комплексно. Вот 5 советов по развитию речи :
1. Ведите активный образ жизни. Бегайте, играйте в подвижные игры (гоняйте мяч в парке, катайтесь на велосипеде);
2. Занимайтесь мелкой моторикой. Перебирайте фасоль, рисуйте, лепите, собирайте мозаику, играйте с кубиками и конструкторами, раскрашивайте — чем лучше владение ручками, пальчиками, тем быстрее и лучше развитие речи;
3. Создайте языковую среду. Разговаривайте с чадом, между собой в его присутствии, объясняйте ему все, пойте хорошие песни, читайте стихи. Чем разнообразнее будут темы, тем лучше.
4. Читайте. Выбирайте книги с картинками — сказки, рассказы. В процессе чтения спрашивайте дочку или сына, все ли ему понятно, объясняйте. Обсудите прочитанное, попросите пересказать историю, ответить на вопросы — вовлекайте его в диалог.
5. Откажитесь от гаджетов, мультиков, фильмов. «Механические» голоса искажают восприятие и тормозят развитие речи.