Горфина Юлия
Консультация для родителей «Развитие речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.
Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности
ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности,
внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.
Психологические исследования показывают, что дети средней группы более
любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:
- приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное
выражение своих мыслей);
- расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова,
которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь
(ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить
смысл);
Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи
окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние речевое
развитие оказывают семейное и общественное воспитание.
В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами,
некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие стихотворения. Такое
стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к
звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со
стороны взрослых.
Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт
ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли.
Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношениипредложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать
грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут»
вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять
подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка
обязательно приведет к положительным результатам, так как речевой уровень
культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы
и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. На что необходимо обращать внимание родителям :
1) Развитие интонационной выразительности речи.
Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти
годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании
стихотворений, инсценировок, педагоги часто сталкиваются с монотонностью,
невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что
дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний.
Попробуйте прочитать ребё нку один и тот же текст по-разному: монотонно и с
интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении
литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп
своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и
тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или
совместное обыгрывание известных ребенку сказок.
2) Художественное слово в воспитании дошкольников.
Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение
внимательно слушать произведения художественной литературы,
сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - необходимые условия не
только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка.
Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам
для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и
рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку
не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его
познавательные способности.
3) Речь и мелкая моторика рук.
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию
мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,
затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой
зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних
условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием,
но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос,
распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных
поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям,
а так же решат одну из задач развития речи. Упражнения для развития речи дошкольников.
1. Учить подбирать определения и эпитеты – ( Какие бывают собаки: большие,
маленькие, санитарные, служебные);
2. Узнавать предметы по описанию: Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? –
Береза;
3. Подбирать действия к предмету – (Ветер, что делает: воет, парус надувает,
листья срывает);
4. Подбирать предметы к действию: На небе сверкает, землю согревает. Что это? -
Солнце;
5. Подбирать действия к объекту: Кто или что плавает? Летает? - Рыба, самолет,
бабочка, листья;
6. Подбирать обстоятельства: Трудиться можно как? - Хорошо, спустя рукава,
быстро;
7. Подбирать синонимы - (Большой, огромный, громадный);
8. Находить пропущенные слова - (Пришел почтальон, он принес);
9. Распространять и дополнять предложения: Кошки взобрались па дерево. Какое?
Зачем?;
10. Называть составные части целого - (Дерево - ствол, ветки, сучья);
11. Упражнять в названии антонимов (день - ночь, печаль -радость);
12. Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число,
падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь. Взрослый
называет животного, а ребенок его детеныша (курица - цыплята, лошадь -
жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе, т. к. это
является распространенной ошибкой у малышей;
13. Подбирать слова: шить… платье, штопать… носки, завязывать… шнурки,
вязать… шарф;
14. Составлять фразы: срубленное, бегущий, висящий, жуткий,
холодный…;
15. Про что можно сказать: холодный -, холодная -, холодное -…;
16. Произносить предложение (“На улице идёт дождь”) по-разному: радостно (и
почему, грустно (и почему, удивленно (и почему);
17. Находить антонимы (слова с противоположным значением) в стишке:
Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.
Теперь скажу я слово трус, ответишь ты храбрец.
Теперь начало я скажу, ну отвечай (конец);
18. Познакомить со словами, которые ничего не значат:
Ложка - это ложка, ложкой суп едят.
Кошка - это кошка, у кошки семь котят.
Тряпка - это тряпка, тряпкой вытру стол,
Шапка - это шапка, оделся и пошел.
А я придумал слово, смешное слово - плим.
Я повторяю снова - плим, плим, плим…