Елена Кулешова
Консультация для родителей «Развитие речи через мелкую моторику рук дошкольников»
Консультация для родителей
Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук у детей?
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.
Развивать мелкую моторику необходимо уже с этапа новорождённости. Сначала это выражается с разглядывания своих ручек, затем ребёнок учиться управлять своими ручками и это выражается в том, что малыш берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками.
Затем ребенка необходимо обучить правильно держать ложку, карандаш, кисть.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи через мелкую моторику рук дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.
Поэтому если вы хотите грамотно развивать речь ребёнка, то необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.
Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
От того как развита мелкая моторика у ребёнка, можно в дальнейшем судить о его готовности к обучению в школе. Так как именно мелкая моторика определяет уровень готовности ребёнка к письму, уровень логического мышления, уровень памяти, уровень развития речи, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Развивать мелкую моторику стоит постепенно с помощью игр, заданий и упражнений.
Где ладошка?
Где ладошка? (показать ладошку)
Тут-тут (стучим указательным пальцем по ладошке)
На ладошке пруд, пруд (рисуем круг на ладошке)
Палец большой — это гусь молодой (поочередно показываем пальцы)
Указательный – поймал гуся
Средний гуся ощипал,
Безымяный – суп варил,
А мизинчик – всех кормил.
Полетел гусь в рот (подносим руки ко рту)
А оттуда в живот! (показываем живот)
Применяются Су — Джок — массажоры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Ежик, ежик, хитрый еж (круговые движения шариком по ладошке)
На клубочек ты похож
На спине иголки — очень, очень колкие (каждым пальцем надавливать на «иголку»)
Хоть и ростом ежик мал
Нам колючки показал
А колючки тоже на ежа похожи (собрать пальцы обеих рук в «щепотку», крутить мяч).
Упражнения, которые помогут развить у ребенка мелкую моторику, что способствует активизации речевых навыков
Упражнение 1. "Заплети косичку" — три шнура (одноцветные или разноцветные) заплести в косичку.
Упражнение 2. "Бумага" — смять, расправить, скрутить, раскрутить, свернуть, стараться работать пальцами (складывать веер, шляпу, пароход).
Упражнение 3. "Спецрисование" — по точкам, по контуру, по трафарету (простого, сложного) по образцу, словесной инструкции.
Пальчиковый театр
Пальчиковый театр – это очень интересное и полезное занятие. Чем раньше малыш узнает, что такое пальчиковый театр, тем раньше он заговорит.
Пальчиковый кукольный театр — это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. (можно сделать своими руками: связать, из бумаги, нарисовать персонажи прямо на самих пальчиках). Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные «декорации»: деревья, домик, репка и так далее.
Даже сухой горох и фасоль может стать предметом развивашек. К примеру, смешайте разные сорта бобовых и попросите ребенка рассортировать. Конечно же, это не рекомендуется для детей младше 3 лет, ну а если ваше чадо перешагнуло этот рубеж – игра в Золушку будет как нельзя кстати.
Канцтовары и наборы для рисования являются замечательными игрушками для развития мелкой моторики. Карандаши, фломастеры, детские ножницы, раскраски – всё это дает простор для фантазии.
Мозаика является замечательным дополнением. Существуют различные типы и размеры для детей любого возраста. Постепенно можно переходить и на паззлы. Они развивают логику, мышление, воображение, и, безусловно, моторику.
В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумать их можно бесконечное множество. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.