Первакова Вера Григорьевна
Консультация для родителей «Развитие правильной речи — важное условие умственного развития и подготовки детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Язык (речь) человека не только средство общения, но и средство выражения мысли. Чем образнее и правильнее речь, тем точнее выражается мысль. Развитие речи влечет за собой развитие мыслительных операций, и, наоборот, развитие мышления способствует развитию речи. Если уровень речевого развития ребенка высок, то он не только хорошо читает и грамотно пишет, но и лучше понимает и воспринимает изучаемое, четко излагает свои мысли.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие правильной речи — важное условие умственного развития и подготовки детей к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Существует несколько взаимосвязанных видов речи : устная речь, внутренняя речь и письменная речь, все они неразрывно связаны с мышлением. Устная речь – это речь, произносимая вслух, она всегда обращена непосредственно к собеседнику и служит целям непосредственного общения людей, то есть является коммуникативной. В её содержании, темпе, ритме, плавности находят выражение многие стороны личности. Одни люди говорят весьма эмоционально, другие о тех же событиях говорят без особых эмоций, у одних речь лаконична, у других чрезмерно пространна, у разных людей - разный словарный запас. На содержание и непосредственное исполнение устной речи оказывает определяющее влияние мышление, и внимательный собеседник без труда определит, насколько активно в данный момент, насколько гибко в корне своем мышление говорящего, в какой степени развит его активный словарь и насколько оперативно собеседник управляется со своими мыслительными операциями. Разумеется, по одному или нескольким беседам нельзя судить о развитости мышления и уровне интеллекта собеседника, всегда нужно учитывать общее состояние человека, степень заинтересованности его в предложенной теме. Особенно, когда речь заходит об уроне развитости речи и мышления у детей, ведь произвольное внимание, когда они способны волевым усилием поддерживать беседу, формируется только в школьном возрасте.
Мышление органично связано с речью и языком. Их возникновение и развитие знаменуют собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. Важно отличать язык от речи. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны; язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причём не только ныне живущих людей, но и предшествующих поколений. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза – индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни – параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.
Для ребенка-дошкольника хорошая речь — залог успешного обучения и развития в школе. Дети с плохо развитой речью отстают, нередко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.
Основная задача детского сада — развивать устную связную речь ребенка. Характерные особенности такой речи не только развернутость, но и произвольность. К семи годам речь ребенка должна быть содержательной, опираться на достаточные знания. Но этого мало — содержание должно быть выстроено в логической последовательности: существенные эпизоды нельзя пропускать, нельзя переставлять их беспорядочно, следует избегать ненужных вставок, логично переходить от одной части к другой, уметь закончить высказывание. При этом ребенок должен - правильно произносить все звуки и слова родного языка.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.
Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
По данным Кольцовой М. М для функции речетворчества таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Процесс усвоения родной речи – это закономерный процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека. Закономерностью усвоения языка мы называем зависимость интенсивности образования речевых навыков от развивающего потенциала языковой среды – естественной (в домашнем обучении) или искусственной, т. е. языковой среды, специально подготовленной методическими средствами (в детских дошкольных учреждениях).
Закономерность усвоения речи : способность к восприятию родной речи зависит от натренированности мускулатуры органов речи ребенка. Родная речь усваивается, если ребенок приобретает способность артикулировать фонемы и моделировать просодемы, а также вычленять их на слух из комплексов звуков. Для овладения речью у ребёнка должны быть отработаны движения речевого аппарата (а затем при усвоении письменной речи – глаз и руки, необходимые для произнесения каждой фонемы данного языка и их позиционных вариантов и каждой просодемы (модуляции силы голоса, высоты тона, темпа, ритма, тембра речи, и движения эти должны быть скоординированы со слухом.
Речь усваивается, если ребенок, слушая чужую речь, повторяет (вслух, а затем и про себя) артикуляции и просодемы говорящего, подражая ему, т. е. если его речевые органы активно действуют.
Серьёзное значение имеют особенности психики ребё нка: ребёнок должен чётко воспринимать слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Ребёнок должен сам правильно воспроизвести услышанное. Для этого должен чё тко действовать его речевой аппарат: периферический и центральный отдел (мозг).
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте.
Но основные причины подобного явления — нарушение фонема-тического восприятия, дефекты произношения, а также не сформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.
То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.
Итак, несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой — тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Значит, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дош-кольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа.
Наиболее значимым для ребё нка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становиться школьником.
Ребёнок сочетает в себе следы дошкольного детства с новыми качествами школьника. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде.
Очень важно :
как протекало физическое развитие ребёнка, его особенности;
состояние физического слуха (частые отиты);
развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики, отклонения в развитии;
состояние нервной системы (возбудимость, подавленность и т. д.);какими знаниями и представлениями об окружающем мире владеет ребёнок (пространство, время, счётные операции);
развитие произвольного внимания, опосредованного запоминания, умения слушать учителя;
познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе.
Понятие готовности к обучению включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений ребёнка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность ребёнка к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка, как средства общения.
1. К школьному возрасту у ребёнка должна быть сформирована вся звуковая сторона речи.
Ребёнок должен владеть правильным, чётким звукопроизношением всех групп звуков.
2. К шести годам полностью формируются фонематические процессы, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность детей к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. Это умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трёх звуков АИУ; анализ обратного слога гласный – согласный; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д.
4. Развитие словаря, умение пользоваться разными способами словообразования. Образование и правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме. Выделять звуковые и смысловые различия между словами. Образовывать прилагательные от существительных.
5. К школьному возрасту формируется грамматический строй речи. Это умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, умение работать с предложением. Правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, грамматически правильно строить сложные предложения. Дети должны уметь составлять рассказы по картинке, по сериям сюжетных картинок.
Наличие у младших школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Основная задача родителей вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы оказать логопедическую коррекционную помощь до школы и предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.
Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем лучше будет его результат. Развитие правильной речи – важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе.