МААМ-картинки

Консультация для родителей «Развитие образной памяти дошкольников»

Лариса Бочарова
Консультация для родителей «Развитие образной памяти дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

Тема: «Развитие образной памяти дошкольников»

Составила воспитатель МБОУ ЕУВК «Интеграл» Бочарова Л. П.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие образной памяти дошкольников“» размещена в разделах

Отличительная черта детской памяти – наглядно-образный характер. Дошкольники лучше запоминают предметы и изображения, а из словесного материала – образные и эмоциональные описания.

Считается, что именно образная память главенствует в развитии детей дошкольного возраста. Развивая образную память детей, мы развиваем их возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные своего восприятия, умение фиксировать информацию посредством шести основных органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный анализатор). Значит, в зависимости от принимающего анализатора образная память бывает слуховой, зрительной, осязательной, обонятельной и вкусовой.

Образная память – это альтернатива принципу «Повторение – мать учения», потому что она:

Формирует целостный образ, воссоздавая недостающие ощущения;

Активизирует все каналы восприятия;

Повышает уверенность в себе, помогая запоминать информацию без стрессов, сохраняет здоровье психики;

Превращает мыслительную деятельность в творчество;

Освобождает время для чего-то более полезного, чем многократное повторение того, что нужно запомнить;

Сводит обучение к пониманию;

Позволяет человеку заниматься несколькими делами одновременно;

Повышает темп работы;

Может восстанавливать любую картину после быстрого взгляда на нее;

Увеличивает объем информации, которую человек способен сохранять в сознании;

Делает процесс забывания произвольным.

Образы возвращают взрослому детское восприятие мира и естественную память.

Отличительными особенностями образной памяти являются :

Временное хранение образов. Нужные образы сохраняются на долгое время, а ненужные стираются через сутки.

Чем дольше образ хранится, тем бледнее он становится. Через большой промежуток времени человеку сложно будет вспомнить мельчайшие детали образа.

Бессознательная природа. Человеку не нужно прилагать усилий, чтобы запомнить что-то.

Яркая образная память называется эйдетической. Она имеет эмоциональную природу. Данным видом запоминания обладают дошкольники. Они без труда могут описать понравившуюся игрушку товарища, когда ее уже нет в поле зрения, потому что яркий образ запечатлелся в мозгу и представляет для них интерес.

Эйдетическое запоминание основано на преимущественном зрительном восприятии. Оно полностью отвечает физиологическому развитию дошкольников, присущему им наглядно-образному мышлению. С момента поступления в школу у детей начинает активно развиваться словесно-логическое мышление, они учат определения, правила, строят умозаключения, поэтому эйдетика и зрительные образы уступают место практическим действиям, логике и ассоциативному запоминанию.

Эйдетика способствует:

улучшению всех видов памяти (образной, логической, зрительной, слуховой);

развитию творческого, образного, ассоциативного мышления, воображения, улучшению речевых навыков, наблюдательности, тренировке слухового внимания и восприятия;

активизация ресурсов познавательных процессов;

стимулированию инициативы ребёнка;

совершенствованию мелкой моторики;

даёт возможность надолго запомнить информацию.

Методики эйдетики предназначены именно для того, чтобы помочь ребёнку научиться воспроизводить информацию, используя зрительные образы и собственное воображение.

Регулярно выполняя упражнения эйдетики, ребё нок сможет:

без запинок и сложностей запоминать стихи или небольшие прозаические тексты;

запоминать и воспроизводить в нужной последовательности танцевальные движения;

запоминать цифры, номера, формулы;

творчески подходить к сочинениям, с точностью воспроизводя детали прочитанных произведений, картин, фотографий;

придумывать собственные сказки, стихи, рассказы, используя ассоциативные ряды слов или изображения;

концентрировать внимание;

обогатить словарный запас.

Следовательно, эйдетика — это целая обучающая методика, с помощью которой можно развивать фантазию, воображение, зрительную память, образное мышление и речь детей.

Примеры методов и техник эйдетики:

1. Зрительная прорисовка

Суть метода в том, что контур фигуры, символа или знака должен дополнять-ся деталями и превращаться в какой-нибудь предмет. Например, можно нарисовать на листе бумаги цифру и предложить ребёнку дорисовать к ней детали так, чтобы получилось животное или вещь (очки, змея). Метод отлично подходит для запоминания графического образа букв и цифр. Например: цифра четыре похожа на перевернутый стул, восьмерка – на очки, двойка – на лебедя, семерка – на хоккейную клюшку, а единица – на крючок или обломанный сучок.

2. Мысленная прорисовка.

Суть техники состоит в выстраивании фантазийной реальности. Например, при заучивании стихотворения «Зимнее утро» можно предложить ребёнку описать погоду за окном, обстановку в доме, запахи и звуки. Эта методика отлично подойдёт для запоминания стихов и текстов. Помимо речевых приемов, можно применять метод «погружения» в атмо-сферу. Например, перед тем, как заучивать песенку "Танец маленьких утят" можно попросить ребенка с помощью движений показать, как двигаются утята и как они крякают. Затем нужно предложить ребенку мысленно представить себе дом бабушки, где во дворе бегают маленькие желтые утята, припрыгивающие в такт музыке.

3. Акровербальная методика.

Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого — «край», «вербо» — слово) основана на преобразовании запоминаемого материала в интересные тексты, стихи, песни и пр. Она особенно любима детьми, ведь её суть состоит в придумывании или запоминании уже существующих коротких стишков, помогающих вспомнить какую-то информацию.

Эйдетика - это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения, помогает строить работу с детьми на основе свободных ассоциаций, связанных с предметными образами :

цветовых ассоциаций;

ассоциаций, связанных с геометрическими формами;

тактильных ассоциаций;

предметных ассоциаций;

звуковых ассоциаций;

вкусовых ассоциаций;

обонятельных ассоциаций;

графических ассоциаций.

Игры со свободными ассоциациями связаны с предметными образами. Например, у меня есть цыпленок. О чем вы подумали? Ответы детей : -Я подумал про подсолнух, потому что цыплята любит кушать семечки. -Я подумала о солнышке, потому что оно желтое, как цыплята. На этом этапе занятий главной целью является научить обосновывать свой ассоциативный выбор.

Игры на развитие цветовых ассоциаций представляют собой карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов или явлений. Покажите ребенку картинку с пятном определенного цвета, затем предло-жите ему выбрать среди картинок разных предметов именно то изображение, которое у него ассоциируются с заданным цветом. Ребенок обязательно должен обосновать ответ. Этот вид игры чаще всего заинтересовывает детей. Например, вот красный цвет, о чем вы подумали? Ответы детей: -Я подумал про машину, потому что она должна останав-ливаться на красный свет. -Я подумал о помидоре, потому что он, когда созреет, становится красного цвета.

Игры на развитие предметных ассоциаций предусматривают установление связей предметов между собой или с их признаками. Например, берем нитку, говорим: «Длинное и гибкое». О чем вы подумали? Или держим монетку и говорим: «Круглое и железное». О чем вы подумали? (банка, ее закрывают крышкой.)

Игры на развитие звуковых ассоциаций применяются с использованием аудиозаписи различных звуков и шумов. Коллекцию звуков можно разделить на группы:

бытовые шумы,

звуки природы,

музыкальные звуки,

звуки улицы и др.

Например, в один мешочек положите бумагу, в другой - монеты, в другие – коробочку с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью. Кроме того, можно использовать стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток. Поставьте перед ребенком на наборном полотне ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка с целлофановой бумагой предложите выбранный звук, после чего спросите: «О чем ты подумал, услышав этот звук?» (я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создать ассоциатив-ные образы звуков. Игры на развитие вкусовых ассоциаций :

«Отгадай на вкус». Вопрос будет такой же, как раньше: «О чем вы подумали?» Для детей старшего возраста используйте комбинации сладкое и горячее, соленое и холодное, хрустящий, сочный, твердый, жидкий и т. п.

Игры на развитие обонятельных ассоциаций Обонятельный анализатор – самый маленький из всех названных. Поэтому привлекая его к работе с детьми, будьте особенно осторожными, поскольку способность воспринимать различные ароматы еще не достаточно изучена. Используйте обонятельные коробочки с разными ароматами: духов, мятным ароматом, ароматов трав, специй.

Образно-ассоциативное мышление - мышление с помощью образов и ассоциаций, происходит благодаря мысленным образам, возникающим в памяти, при упоминании того или иного слова или события. При формировании данного вида мышления задействовано воображение. И чем лучше оно развито, тем эффективней применение образного мышления в запоминании информации. Чем больше образов и ассоциаций накапливается в памяти человека, тем разнообразней возможности их использования, и тем результативней проходит развитие памяти и творческого мышления.

Какие игры помогут развить зрительную память?

Для развития зрительной памяти подойдут игровые упражнения с такой поставленной задачей: В течение определенного времени (30-60 сек) дошкольнику необходимо запомнить ряд предметов (графических изображений). Далее картинки (рисунки) закрывают или убирают, а ребенку предлагают повторить, назвать или зарисовать то, что было, те предметы, которых не достает.

«Что на картинке». Ребенок должен вспомнить и описать предмет (несколько предметов, учитывая, как отдельные элементы, так и цвет. Описать картинку: вспомнить и рассказать о предметах в комнате и месторасположении вещей. Можно варьировать время, отведенное на запоминание рисунка, в зависимо-сти от количества допускаемых ошибок. Не забывайте, что ребенку нужно напоминать, чтобы он закрывал глаза и мысленно рисовал образ. В этом и состоит суть образной памяти — таким способом предмет фиксируется и запоминается.

Упражнение «ЗАПОМНИ, ЧТО ЕСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ» Упражнение «ЗАПОМНИ И НАЗОВИ» «ЗАМОЧНАЯ СКВАЖИНА», «ФОТОГРАФ», «БИНОКЛЬ»- игры для развития зрительной памяти и пространственного мышления. Для игры необходимо подготовить небольшую яркую и подробную картинку и лист бумаги, примерно вчетверо превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины. Играть лучше всего группой в 4-5 человек.

Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно пере-двигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновре-менно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправ-ляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего.

Упражнение «Опиши картинку»

Для занятия вам потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или вырезки из журналов. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5—6 предметов. Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее ведущему. После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения. В случае, если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, вы можете давать ему наглядный материал посложнее, где больше мелких деталей и используются разные цвета.

Любят дети выполнять упражнения: «Запомни и назови все нелепицы», «Что изменилось?», «Чего не стало?»

«Что изменилось?» Ребенка просят внимательно посмотреть и запомнить, что находится на рисунке, затем лист переворачивают и показывают ему вторую картинку. Ребенок должен назвать - что изменилось на картинке.

«Чего не стало?» Перед ребенком расставляются от 5 до 8 предметов. Дается время для запоминания. После того как ребенок отвернется, убирается 2–3 предмета. Ребенку нужно будет вспомнить, каких предметов не стало.

«Инопланетяне» Инструкция: «В город прилетели три инопланетянина. Необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей». Затем рисунки убираются. Задание: «К тебе в гости спешит, например, 3-й инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид, нарисуй его портрет».

"Запомни и назови, у кого что есть" Упражнение «Лесенка» Рассмотри картинку и запомни, кто на какой ступеньке находится. Уберите картинку. Предложите ребенку назвать, кто стоял на первой ступеньке, кто на второй, на третьей, на четвертой, на пятой.

«Теремок» Цель: развитие зрительной образной памяти, внимания. Материал: образец дорожки из геометрических фигур; геометрические фигуры. Ход: детям предлагается образец дорожки для персонажей сказки и задание - построить дорожку по памяти из геометрических фигур.

«Художник» 1 вариант. Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет. 2 вариант. Поделите детей по парам, попросите их повернуться друг к другу спиной. Объявите, что сейчас им нужно вспомнить, как выглядит человек, стоящий за их спиной. После этих слов никакие взгляды на партнера не допускаются.

«Вспомни пару». Вспомни рисунки и нарисуй в пустой клетке пару каждому предмету.

Замечательный материал для развития усидчивости детей, зрительного внимания и памяти, а также подготовки к овладению навыками чтения и письма – это корректурные пробы.

Предлагайте ребенку разнообразные варианты выполнения корректурных форм:

Проставь значки по образцу

Раскрась флажок красным, а шарик- зеленым цветом

Зачеркни только животных

Зачеркни одну картинку и обведи другую

Раскрась только фрукты

«Запомни фигуры» Ребенку предлагается запомнить какого цвета геометрические фигуры, а затем нарисовать их.

«Запомни точки». Ребенку предлагается запомнить расположение точек, а затем нарисовать.

«Представь и дорисуй»

«Вспомни и нарисуй значки»

Предложите ребенку запомнить значки в геометрических фигурах. Закройте листочком образец. Ребенок должен расставить значки в соответствующих фигурах. Дайте ребенку временное ограничение в выполнении заданий и контролируйте его. Стремитесь, чтобы он постепенно выполнял задание все быстрее и быстрее. Важно: не разрешайте ребенку перескакивать с одной строки на другую, не выполнив задание.

«Рисование схем» — один из способов образного запоминания, ребенок должен делать по содержанию текста схематичные зарисовки.

Игра «Выучи стихотворение»

Цель игры: повышение эффективности запоминания различных видов информации; усвоения мнемотехнических приемов, позволяющих расширить объем оперативной памяти. Дети должны "записать" предлагаемые вами слова в виде рисунков и затем, по истечении определенного времени, правильно вспомнить их, "прочитав" свои рисунки.

Игра «Морское путешествие»

Предложите ребенку внимательно рассмотреть план морского путешествия и запомнить расположение парусников. Закройте или переверните план. Предложите ребёнку по памяти нарисовать расположение парусников.

Игры на развитие слухового восприятия

«Что так звучит?»

Покажите ребенку по очереди предметы и музыкальные инструменты, которые могут издавать звуки и спрячьте их в коробку. Потом издайте звук одним из предметов и попросите ребенка назвать, какой предмет так звучит.

«Звуки вокруг нас» Сядьте удобнее, закройте глаза и 10-15 минут слушайте с ребенком все звуки вокруг вас.

«Кто в домике живет»

Возьмите коробку – это будет домик. Положите в нее животных или карточки с их изображениями. Попросите ребенка сказать, кто в домике живет. При этом Вам нужно издавать звукоподражательные звуки животных: мяу, гав, му-му и так далее.

«Алфавитный обед»

Первый ребенок говорит: «Сегодня на обед я ел арбуз». Следующий ребенок говорит то же, что и первый, и добавляет «блюдо» на букву Б, например: «Сегодня на обед я ел арбуз и булку», третий прибавляет на “В” : например, “вермишель». Меню разрастается, и становится все труднее и труднее повторить его. Игрок, который допустил ошибку, выбывает.

Игры, развивающие восприятие запахов

«Угадай аромат»

Разложите по спичечным коробочкам пахнущие специи, травы, кофе, продукты. Попросите ребенка по запаху угадать, что в коробочке. Можно разнообразить задание – сделать по 2 коробочки с одинаковым содержимым и дать задание по запаху найти коробочки с одинаковым наполнением, не открывая их. В дополнение можно попросить ребенка описать запах или, если задание окажется сложным, расскажите ему сами. Например, запах чеснока – резкий и острый, а запах лимона – свежий и бодрящий.

Упражнения на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую память.

«Вспомни, как звучит». Предложите ребенку вспомнить, как журчит ручей, как капает вода в кране, как стучит дождь по крыше, как жужжит комарик, как лает собака. Вариантов может быть неограниченное количество. Играйте до тех пор, пока не устанете. Можете поменять с ребенком местами и предложить ему самому давать вам задание.

«Вспомни, как пахнет». Это упражнение похоже на предыдущее. Только теперь мы предлагаем ребенку сконцентрироваться на запахах, которые ему знакомы. «Вспомни, как пахнет роза, вспомни запах дождя, как пахнет суп и так далее». Все зависит от вашей готовности. Лучше заранее приготовить список, чтобы не возникало заминок во время упражнения.

«Угадай, что в мешочке». Сложите в мешочек разнообразные игрушки и предложите ребенку не подглядывая, определить, что же он нащупал. В мешочек можно положить геометрические фигуры, игрушечные фрукты и овощи. При усложненном варианте игры и более старшем возрасте ребенка можно смешивать тематические наборы, добавляя предметы на свое усмотрение.

«Вспомни, какое на вкус». Предложите ребенку вспомнить, какого вкуса: мороженое, груша, яблоко, творог и так далее. Не ограничивайтесь только тем, что нравится ребенку. Используйте и те продукты, которые ему не совсем по вкусу. Обязательно заканчивайте упражнения на положительной ноте. Например, на том, что больше всего любит кушать ребенок. Можете его угостить.

Занимаясь с ребенком, помните, что память – это наиболее важный познавательный процесс, способствующий всестороннему развитию личности ребенка.

Публикации по теме:

«Развитие любознательности у дошкольников» Консультация для родителей«Развитие любознательности у дошкольников» Консультация для родителей Любознательность – это врожденное качество любого ребенка, которое позволяет ему активно познавать мир с самого рождения. С возрастом.

Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере»Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере» Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере. Одной из задач образовательной области «Физическое развитие» является задача.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей». В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь.

Консультация для родителей «Игры и задания по развитию памяти для детей 6–7 лет» Для успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к умственным нагрузкам, ребенку нужно не только помогать запоминать, но.

Консультация для родителей «Метод «Шичида» и игры на развитие фотографической памяти» В Японии открыто множество школ, в которых практикуют метод Шичиды. В России таких центров нет. Поэтому родителям приходится самостоятельно.

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях»Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей "Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях". «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Работа с родителями. Групповой конкурс совместного творчества для родителей и дошкольников «Уголок памяти. Города-герои ВОВ»Работа с родителями. Групповой конкурс совместного творчества для родителей и дошкольников «Уголок памяти. Города-герои ВОВ» С 23 марта по 8 апреля в нашей подготовительной группе "Медвежата" был организован групповой конкурс совместного творчества для родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие образной памяти дошкольников»
Опубликовано: 16 февраля 2021 в 22:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие образной памяти дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Бочарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД