Светлана Овчаренко
Консультация для родителей «Развитие образного мышления у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие образного мышления у дошкольников как младшего, так и старшего возраста крайне необходимо для того, чтобы:
- научить ребенка находить решения каких-либо задач, использовать различные образы для наглядного представления той или иной ситуации;
- привить малышу любовь и тягу к прекрасному, а именно, к искусству, литературе, музыке;
- развить умение визуализировать рассказ другого человека, представляя его в картинках.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие образного мышления у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Мышление у дошкольников обычно формируется в следующем «направлении» : восприятие информации переходит в наглядно-действенное мышление, а затем в наглядно-образное и логическое, то есть вначале ребенок пытается понять ту или иную ситуацию, потом прокручивает у себя в голове вероятные действия, далее представляет, и только потом пытается объяснить, почему происходит так, а не иначе. Развитие каждого из этих типов мышления пригодится малышу при обучении в школе, поможет ему лучше воспринимать и усваивать школьные предметы, а особенно технические, например, физику или геометрию.
Существует несколько основных способов и упражнений, благодаря которым, можно помочь ребенку развить в себе эти навыки. Самыми эффективными способами развития образного мышления у дошкольников являются :
- прогулки на природе с примечанием чего-то интересного и особенного, происходящего вокруг вас в данный момент времени;
- экскурсии в различные музеи, на выставки;
- путешествия по городам с изучением местных достопримечательностей;
- игры с мозаикой и пазлами как простыми, так и сложными;
- рисование с натуры или по описанию какого-либо объекта;
- создание абстрактных рисунков, например, нарисовать то, что нельзя увидеть - мелодию, мысль, вкус, радость, грусть, восторг; занятия с пластилином, глиной, гипсом;
- сравнение предметов различных по форме, размеру, цвету; поделки из цветного картона, бумаги, фольги, дерева;
- рисование с использованием различных материалов: акварели, карандашей, масляных мелков, гуаши.
Занятия по развитию необходимо выстраивать по следующей схеме:
- покажите ребенку как вы справились с тем или иным заданием, например, нарисовали, слепили, увидели;
- поясните свои действия; попробуйте разбить занятия на самостоятельную работу и совместную;
- предложите малышу выполнить задания без использования примера.
Занятие с дошкольником должно проводиться в тихой и спокойной обстановке, мотивируя ребенка на достижение необходимого результата. Всегда хвалите малыша и подбадривайте его.
Упражнения
«Угадай, что это»
Для проведения этого задания вам понадобятся следующие предметы:
- коробка;
- небольшой мячик;
- кукла; машинка;
- кубик; собачка;
- зайчик.
Взрослый берет коробочку и говорит малышу: «Давай узнаем, что в ней лежит». Затем показывает ребенку все игрушки по очереди и просит его их запомнить. Взрослый накрывает мячик, кубик, куклу, зайчика и собачку тряпочкой или салфеткой и начинает описывать какой-то один предмет, попросив ребенка угадать то, о чем он говорит. Например, «Круглый, катится, прыгает, его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет». Если малыш не смог угадать, то взрослому необходимо еще раз показать данную игрушку и повторить упражнение. После правильного ответа, ребенку необходимо описать выбранный им предмет.
Такое действие следует проводить с каждой игрушкой. Это упражнение прекрасно тренирует память, внимательность и образное мышление.
«Кто где живет?»
Для этого упражнения необходимо подготовить несколько картинок с животными и местами их обитания, например, медведь - берлога, зайка - норка, птичка - гнездышко, бобер - плотина. Покажите ребенку данные изображения, объясните суть задания и попросите запомнить, где живет какое-то определенное животное. Затем спросите: «Кто где живет?», показывая картинки поочередно.
Такое задание формирует зрительную память и расширяет кругозор.
«Ищем мячик»
Для выполнения этого задания необходимо подготовить 5 резиновых мячей разных размеров и цветов: красные и красные с белой полоской (маленький и большой, зеленый с белой полоской (маленький и большой, 1 большой синий. Взрослый показывает ребенку каждый мячик поочередно и просит их запомнить. Затем мячи накрывают тряпочкой. После этого один из мячей описывается в виде простого рассказа, например, «Петя пришел во двор с большим красным мячом - найди тот мяч, который принес Петя». Взрослый убирает тряпочку и дает ребенку время на обдумывание. После того, как малыш сделал свой выбор, его просят объяснить почему он поступил так, а не иначе.
Это упражнение тренирует зрительную память и развивает логическое мышление.
«Угадай и нарисуй»
Для правильного выполнения этого задания необходимо подготовить альбом или листок бумаги, карандаши и интересные загадки о чем-либо. Взрослый загадывает ребенку какое-то слово, это может быть животное, что-то съедобное, а затем просит отгадать. Если малыш правильно отвечает на вопрос, то взрослый просит его изобразить на листе бумаги тот предмет, который был загадан.
Такое упражнение отлично тренирует воображение, развивает фантазию и образное мышление.
«Найди половинку»
Для проведения игры «Найди половинку» необходимо напечатать несколько картинок с различными изображениями и разрезать их пополам. Например, это может быть гриб, машина, геометрические фигуры. Взрослый раскладывает на столе в хаотичном порядке данные изображения и просит малыша найти их половинку.
Это задание тренирует внимательность, сообразительность и наглядное представление о чем-либо.
«Что у них общего?»
Простое логическое задание «Что у них общего?» проводится с целью формирования у ребенка зрительной памяти, логического и образного мышления. Взрослый должен подготовить несколько предметов, которые имеют что-то общее, например, кукла, мишка, мячик, машинка - это игрушки или самолет, автомобиль, пароход, поезд - это техника.
Таким образом, ребенок учится классифицировать предметы, определяя их в одну группу на основе каких-либо общих признаков.
«Нарисуй картинку»
Для проведения данного упражнения понадобятся: несколько карточек с изображением птиц, млекопитающих, рыб, а также 3 конверта и карандаши. Взрослый говорит: «Мои картинки кто-то перепутал - помоги мне разобрать их». Затем ребенок должен разложить карточки по 3 конвертам, причем так, чтобы в них оказались картинки, имеющие что-то общее между собой. После того, как малыш выполняет это задание, взрослый просит его изобразить на каждом конверте то, что в нем лежит.
Эта игра формирует зрительную память, учит ребенка быть внимательным и наглядно мыслить.
«Где круг, а где овал?»
Взрослый называет ребенку различные предметы круглой и овальной формы, а затем спрашивает, что из перечисленного можно назвать кругом, а что овалом. Например, «Яблоко -круглое, а яйцо - овальное», «Какой формы апельсин, дыня, лимон?».
Такое упражнение тренирует пространственное мышление и учит малыша думать.
«Что можно есть, а что нельзя?»
Для проведения данной игры необходимо заготовить несколько картинок, на которых будут изображены съедобные и несъедобные предметы, например, машина, дудочка, колбаса, морковь, ручка. Взрослый показывает ребенку поочередно картинки и просит сказать, что из них можно есть, а что нет.
Это задание развивает у ребенка сообразительность, внимательность и скорость мышления.
«Что может быть только внизу, а что только наверху?»
Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, что может быть только наверху, а что внизу. Например, «Посмотри наверх, что ты там видишь? - правильно, люстру» или «Посмотри вниз, что там? - верно, ковер». По аналогии, взрослый просит малыша привести подобные примеры.
Это упражнение развивает смекалку, воображение и образное мышление.
«Что бывает только сладким?»
Взрослый просит малыша называть ребенку только то, что может быть только сладким в следующем формате: «Я называю сладкие продукты, а если я скажу неправильно, то ты говоришь стоп». Например, малина, конфета, сахар, дыня, лимон. Ребенок должен сказать: «Стоп!» при слове «лимон».
Такое упражнение тренирует скорость мышления и внимательность.
«Скорее отвечай»
Для проведения этого задания вам пригодится небольшой мячик. Итак, вы встаете и говорите малышу: «Я буду называть различные цвета, а когда брошу тебе мяч, то ты должен назвать какой-нибудь предмет такого оттенка быстро, не задумываясь». Например, желтый, ребенок начинает искать в комнате что-то желтого цвета. Также использовать можно не только оттенки, но и материалы, из которых сделаны предметы, к примеру, деревянный, пластмассовый.
Эта игра развивает наглядно-образное мышление, внимание и сообразительность.
«Чем они похожи?»
Взрослый просит малыша найти два похожих предмета и рассказать об их общих чертах. К примеру, вы говорите: «Трава-огурец». Что у них общего? Ребенок должен ответить: «Они зеленые» или же «Солнце-лимон» - они круглые и желтые.
Это упражнение формирует зрительное представление о разнообразных предметах, зрительное мышления и память.
«Убери лишнее»
Взрослый называет несколько слов, например, «чашка, машина, цветок, одуванчик, роза, клевер, василек» и просит ребенка убрать лишние из них. Малыш должен ответить, что сюда не подходят чашка и машина, так как все остальное - это цветы. Обязательно просите ребенка обосновать свой выбор, то есть по каком принципу он провел группировку тех или иных предметов.
Данное упражнение развивает логическое мышление, смекалку и усидчивость.
«Какой это звук?»
Взрослый просит ребенка назвать повторяющийся звук. К примеру, вы говорите: «ши-ши-ши - у меня карандаши или но-но-но - вот на дереве гнездо», затем спрашиваете: «Какой звук повторялся?». Малыш должен ответить: «Ш» или «Н».
Это упражнение на внимательность и сообразительность.
Занятия по развитию образного мышления необходимо проводить регулярно для закрепления полученных знаний. Ведь, чем чаще вы будете заниматься со своим ребенком, тем быстрее появится первый результат. В этой консультации вы познакомились с достаточно простыми упражнениями, которые можно с легкостью выполнять в домашних условиях. Главное, запаситесь терпением, и тогда у вас все получится.