Нина Шаповалова
Консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания у детей второго года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
В развитии ребёнка наступает момент, когда он изъявляет желание активно участвовать в происходящем. Не стоит пугаться заявлению ребё нка: “Я сам!” Постарайтесь поддержать его стремление к самостоятельности.
На данном этапе развития самостоятельные действия для ребёнка новы и поэтому интересны. Частые упражнения приводят к желаемому результату. Ребёнок растёт самостоятельным, увлечённым.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие навыков самообслуживания у детей второго года жизни“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Развитие навыков самообслуживание. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Вы считаете, что он ещё слишком мал, что во время самостоятельной еды много проносит мимо рта и пачкается? Пусть это вас не тревожит – немного терпенья, и малыш научится есть аккуратно. Но, если Вы настоите на своём, и не дадите малышу проявлять самостоятельность, вам следует приготовиться к тому, что, когда вы посчитаете, что он достаточно взрослый, и должен есть сам, малыш скажет: “Корми меня! Я ещё маленький!” Потом вы будете делать за него всё, кормить, убирать постель, делать уроки. Не хотите? Тогда наберитесь терпения, и вы облегчите дальнейшую жизнь и себе и ребёнку.
Для начала, ребёнку предстоит научиться самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, умываться, мыть и вытирать руки, следить за тем, чтобы выглядеть опрятным.
Ниже перечислены те способности и действия, которыми ребёнок может овладеть на данном этапе развития
• самостоятельно мыть руки после прогулки и перед едой (взрослый только включает воду);
• правильно пользоваться полотенцем;
• самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться ложкой;
• пользоваться салфеткой по словесному указанию взрослого;
• с помощью взрослого пользоваться носовым платком;
• снимать колготки, носки, ботинки, шапку и надевать их с небольшой помощью взрослого;
• аккуратно складывать одежду;
• убирать игрушки на место с помощью взрослого.
Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.
Положите на стол салфетку. Во время обеда ставьте ему блюда по очереди: сначала первое, затем второе, а затем уже напиток. Используйте посуду, на дне которой есть рисунок, малыш, съедая всю порцию, открывает картинку. Не накладывайте сразу много еды в тарелку малышу, лучше положите добавку. И ни в коем случае не запихивайте ему еду насильно.
Каждый раз перед едой предлагайте ребёнку вымыть руки. Объясняйте ему, что и в какой последовательности вы делаете: “Сейчас мы засучим рукава, чтобы не намокли. Теперь возьмём мыло”.
Многократно показывайте ребёнку, как правильно выполнять разнообразные действия. Постепенно давайте ребёнку самостоятельно выполнять некоторые действия. Объясняйте, что водичку надо включать тек, чтобы она не сердилась и не брызгалась, а текла тихо и ласково. Тогда, если малыш сделает что-то не так, можно спокойно посоветовать: “Что-то твоя водичка сердится. Успокой её”. Вытирая ребёнку руки, объясняйте, что это его полотенце, что каждый должен вытираться своим полотенцем и вешать его на место. Даже, когда малыш научиться делать всё самостоятельно его надо контролировать, чтобы вовремя прийти на помощь.
Перед едой повязывайте ребёнку салфетку. Покажите малышу, как ею пользоваться – вытирать рот по мере надобности. Хвалите малыша, когда у него получается есть опрятно и не ругайте за промахи.
Учите ребёнка после прогулки раскладывать свои вещи по местам, после игры убирать свои игрушки, перед сном складывать свою одежду аккуратно, вешать на место полотенце. Всё это ребёнок может делать самостоятельно, но взрослые, принимающие участие в воспитании ребёнка, должны одинаково требовательно, но ласково, без нажима формировать эти умения и навыки. Непоследовательность и не согласованность требований может привести не только к отказу выполнять то или иное поручение, но и к срывам его нервной системы.
Не следует оставлять ребенка в мокрых штанах, чтобы он к этому не привыкал. С полутора лет можно учить его самому проситься на горшок. Но даже, если малыш этого не делает в 2 года, наказывать его нельзя. Наказания могут привести к противоположному эффекту.
Основная часть детей овладевает способностью самостоятельно пользоваться горшком практически только к 3 годам.
Для того, чтобы ребёнок тренировался в самостоятельных действиях со шнурками и различными застёжками, сшейте для его любимой игрушки (куклы, зайки, мишки) одёжку с 2 – 3 пуговками, молнией, кнопками; пинетки на шнуровке с 2 – 4 дырочками.
Покажите сначала, как действовать с какой-нибудь застёжкой. Сопровождайте свои действия словами: “Сейчас мы оденем лялю, застегнём молнию. Вот так”. После этого предложите ребёнку справиться с застёжкой самостоятельно. Для начала, пусть расстегнёт её сам, а потом учиться застёгивать.
Постепенно добавляйте кукле в гардероб одежду с другими застёжками, каждый раз, терпеливо показывая ребёнку как обращаться с застёжкой. Постепенно навыки из игры войдут в обычную его жизнь.
"Мойдодыр" Для формирования положительного отношения к умыванию используйте различные стихотворения, например:
Моем, моем трубочиста
Чисто - чисто, чисто - чисто.
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист!
(К. Чуковский) Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
То вода нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук.
(по О. Тарнопольской)
Формирование культурно-гигиенических навыков
Формирование санитарной культуры ребенка начинается с самого раннего возраста. Гигиеническое воспитание заключается в первую очередь в обеспечении правильного гигиенического ухода за телом малыша.
Гигиенические мероприятия в течение дня проводятся многократно. Повышенный контакт с предметами окружающей среды требует большого внимания к чистоте кожи и одежды. Надо приучить ребенка к постоянному мытью рук не только перед едой, но и по мере их загрязнения.
Утренняя водная процедура (душ, обливание или обтирание) способствует очищению кожи, но не может заменить общую гигиеническую ванну.
На втором году жизни ребенка можно купать через день или даже 2 раза в неделю. Однако ежевечернее купание пойдет только на пользу ребенку. При кожных высыпаниях экзематозного типа частые водные процедуры не показаны (могут вызвать обострение). Водные процедуры утренние и вечерние не исключают обливание ног, так как это не только гигиеническая, но и закаливающая процедура.
Для закрепления и развития гигиенических навыков нужно широко использовать подражательные способности. Дети, которые не видят, как умываются взрослые, трут себе ладошкой одни глаза и иногда нос. То же относится и к уходу за волосами. Их надо стричь таким образом, чтобы ребенок сам мог причесываться. Ребенок, как ему ни объясняй, не поймет смысла полоскания рта и чистки зубов, но он всегда повторит и довольно ловко все эти действия за взрослым. Малышу до трехлетнего возраста, после того как он поелозил зубной щеткой во рту, необходимо помогать чистить зубы с пастой: сначала губную поверхность, а потом нёбную. Необходимо сочетать продольные движения мягкой щетки с поперечными. Таким образом удаляются все застрявшие между зубами частицы пищи, а зубная эмаль очищается от солей, образующих зубной камень. Зубы надо чистить вечером перед сном (после этого ребенку ничего не нужно давать в рот) и во время утреннего его туалета. Ребенка нужно научить споласкивать зубную щетку, обмывать стакан или чашечку и ставить щетку сушить.
! Всё, что малыш в состоянии делать самостоятельно, он должен делать без вашей помощи!