Баранова Юлия Алексеевна
Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха»
Фонематический слух - это способность воспринимать на слух все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и выполнять элементарный звуковой анализ. Другими словами, фонематический слух – это умение сосредоточиться на звуке.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
На протяжении второго года умение произносить слова совершенствуется, но произношение остается нечетким и неточным. К концу третьего года жизни уже можно отследить первые признаки несовершенства фонематического слуха : ребенку трудно произносить слова, состоящие более чем их двух слогов (слог – это сочетание согласного и гласного звуков) Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Родители часто жалуются – у моего ребёнка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой лёгкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым шагом следует проверить физический слух ребёнка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к различным упражнениям для развития фонематического слуха.
Родители могут помочь детям развить фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза с помощью разнообразных игр и упражнений. Вот некоторые из них.
Игры для развития слухового внимания.
«Что за машина?»
Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?
«Услышь шепот».
Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?
Игры для развития фонематического слуха :
1. «Хлоп - топ»
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх., когда они услышат слова, с заданным звуком. Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
2. Вы читаете слова или слоги, в которых чередуются глухие и звонкие пары звуков. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладоши если слышит звонкий согласный звук:
са - за - зы - сы
со - сэ - зо - зэ
сани, сайка, зайка, знамя, скалка, свалка, звание, стакан
Аналогично проводятся упражнения на дифференциацию твердых - мягких звуков (л - л’, р - р’)
3. «Повтори, не ошибись» Попросите ребенка повторить за Вами слоговые ряды:
та - да - да па - ба - ба са - за - за ка - га - га
да - та – да ба - ба - па за - са - за га - ка - ка и т. д. .
4. Определение места звука в слове
(начало, середина, конец слова).
Сначала надо убедиться в том, что ребенок понимает значение этих самых слов, для чего попросите его показать начало, середину и конец строки, небольшой веревки, линейки и т. п. Затем предложите ему определить, в каком месте слова находится, например, звук Ш
начало середина конец
ШУМ МЫШКА ДУШ
ШКОЛА МЕШОК КАМЫШ
5. Выделение звука из начала и конца слова
Сначала учимся выделять ударный гласный звук.
- Какой первый звук в слове АСТРА? А в словах: УЛИЦА, АЗБУКА, ОСЕНЬ, ЭХО, ИНЕЙ ….
- Какой последний звук в словах: ОКНО, МЕТЛА, КЕНГУРУ,ЗИМА,.
Выделение согласного звука из начала и конца слов
- Какой первый звук в словах: СТОЛ, ШКАФ, СЛОН, МАК, ШАР.
- Какой последний звук в этих же словах?
6. «Пиши кружочками»
Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.
Например, слово СТОЛ надо изобразить четырьмя кружочками
Диктуйте ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков. В дальнейшем кружочки нужно рисовать цветными – красные обозначают гласные звуки, синие – твердые согласные, а зеленые – мягкие согласные звуки. И тогда слово СТОЛ изобразим уже так:
7. ПОДУМАЙ, НЕ ТОРОПИСЬ!
• предложите детям подобрать слово, которое начинается на последний звук слова СТОЛ;
• придумайте слово на заданный звук ( например: на звук С – в начале слова, в середине слова, в конце слова – санки, коса, нос);
• подберите слово, в котором первый звук К, а последний – Ш (камыш, карандаш);
• что получится, если к слогу НО прибавить один звук (нож, нос);
• найди в комнате предметы, в названии которых второй звук У (бумага, бусы, буфет, Буратино,.);
• составь предложение, в котором все слова начинались бы со звука М (Мама моет Милу мочалкой);
• вспомни названия птиц, в которых был бы последний звук слова СЫР (воробей, сорока, ворона);
• назови мебель в твоей комнате со звуками Р, РЬ;
• придумай кличку собаке со звуком Р;
• игра «Цепочка» (по типу игры в «Города»). Подбираем слово на последний звук предыдущего: апельсин, нос, сок, кошка…