Тимошенко Ольга Германовна
Консультация для родителей «Профилактика манипулятивного поведения у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Профилактика манипулятивного поведения у детей "
Дети, в отличие от взрослых, быстро ориентируются в семейных отношениях. Они точно определяют, кто из родителей не сможет отказать им и готов выполнить все их желания. Простые поначалу средства детской манипуляции (истерики, плач) с годами становятся более изобретательными.
Публикация «Консультация для родителей „Профилактика манипулятивного поведения у детей“» размещена в разделах
Привыкая к такой модели поведения, ребенок-манипулятор и во взрослой жизни не откажется от своих привычек. Поэтому так важно распознать признаки манипулятивного поведения на начальном этапе и научиться правильно вести себя с таким ребенком.
Манипуляция – акт влияния на людей, управления ими с особенно пренебрежительным подтекстом.
В раннем возрасте малыш еще ставить себе цели «добиться контроля над поведением и мыслями другого человека», поскольку сам не всегда осознает свои поступки. Распознавая признаки монипулятивного поведения ребенка, родители зачастую принимают это как проявление «артистизма» или «лидерства». Если поведение в какой-то ситуации можно предугадать, значит, дошкольник уже создал свой сценарий и ожидает соответствующего поведения взрослого. Все дети манипулируют своими родителями и хорошо знают их слабые места.
Появление в семье маленького манипулятора становится следствием естественной для ребенка любви к повторениям. Если однажды у него получилось добиться чего-то подобным способом, он может использовать его много раз, до тех пор, пока будет получать желаемое. Обучаясь общаться, ребенок нередко подражает поведению родителей и других окружающих его взрослых. У них он учиться и приемам манипуляции. Например, мама обещает почитать еще одну сказку дочке, если та «разрешит» поставить горчичники. Такое общение практикуется почти во всех семьях. Оно не будет представлять опасности, если сопровождается уговорами, объяснениями и обсуждениями. Постоянное принуждение не будет благоприятствовать тому, чтобы ребенок научился договариваться с людьми.
С раннего детства сознание дошкольника концентрируется на нем самом, на его собственных телодвижениях, потребностях. Если окружающие заботливо ухаживают за ребенком, своевременно удовлетворяют его потребности, у него вырабатывается «базовое доверие к миру». Но это чувство доверия не имеет ничего общего с эгоизмом.
Условием возникновения эгоизма является полное концентрирование семьи на ребенке, готовность пожертвовать всем ради удовлетворения любых его желаний и прихотей, гиперопека. К трем годам ребенок способен выполнять некоторые действия по самообслуживанию. Если подобного не происходит, он постепенно привыкает перекладывать «эту обязанность» на чужие плечи и удовлетворять свои желания за счет других любыми способами.
Рекомендации родителям, как не воспитать эгоиста:
• ребенок должен научиться не только требовать исполнения его желаний, но и сам делать что-то для других;
• не следует говорить ребенку, что он лучше и главнее всех и его желание – закон;
• если дошкольнику что-то нужно, не стоит бросать все дела и исполнять его желание, дайте понять, что вы его выполните, как только появится свободное время;
• желание ребенка не должно быть во вред окружающим;
• если ребенок чего-то хочет, объясните ему, что он тоже должен приложить усилия, чтобы добиться желаемого.
Зачастую дети прибегают к таким крайним мерам «воздействия на родителей», как болезнь.
У многих родителей нет времени не только поговорить с ребенком, но и обратить внимание на просьбу, взглянуть, что он смастерил, какой получился рисунок. В этом случае у ребенка остается только один способ обратить на себя внимание – заболеть. Они могут «вызывать» температуру, действительно ощущать боль в животе или головную боль, если переживают только что увиденный семейный конфликт, услышанную фразу о болезни кого-то из членов семьи и др. Некоторые дети любят болеть, если родители проявляют чрезмерное внимание к ним во время предыдущей болезни.
Психологические рекомендации по предупреждению психосоматических «болезней» детей дошкольного возраста
• никогда не внушайте детям, что они непременно заболеют, если промочили ноги, не надели свитер и т. д. – это может запрограммировать их на болезнь, если они станут искать в себе признаки недомоганий;
• старайтесь как можно больше применять безмедикаментозные средства лечения, чтобы ребенок не привыкал к тому, что таблетки – панацея; приучайте к здоровому образу жизни, ответственности за свое здоровье;
• учите детей выражать свои чувства без стеснения и относитесь к признаниям серьезно;
• если подозреваете, что ребенок притворяется больным, не ругайте его, скажите, что болезнь не избавит его от трудностей, предложите поделиться проблемами, чтобы вместе их решить;
• обратите внимание на то, как вы переносите болезнь, ваше поведение определяет отношение к ней ребенка.
Правила поведения с ребенком-манипулятором
1. Родители должны быть лидерами в семье. Рассогласованность их действий плохо сказывается на психическом развитии детей, приводит к формированию неуверенности, тревоги и агрессии.
2. Родителям нужно твердо держать свое слово: иногда дети манипулируют взрослыми, когда знают, что, надоедая уговорами достаточно долго, они могут «нет» превратить в «да». Такой способ манипуляции как прямой шантаж следует пресекать сразу. Нельзя говорить детям плохо о другом родителе, жаловаться на супруга, не стоит возлагать на них решение семейных проблем. Нельзя позволять ребенку сплетничать и обсуждать с одним родителем другого родителя: он может только поделиться чувствами, которые испытывает от тех или иных действий, но не жаловаться на «плохую маму» или «жестокого папу». Если ребенок пытается обвинить другого родителя в придирках и несправедливости, можно предложить ему вынести этот вопрос на совместное обсуждение, когда оба родителя смогут его выслушать и ответить.
3. В воспитании детей очень важна дисциплина как альтернатива манипуляции ребенка родителями. Различают внешнюю и внутреннюю дисциплину. Внешняя заключается в том, чтобы дети слушали родителей, а внутренняя основывается на выработке у ребенка самодисциплины. Для внешней дисциплины характерны такие понятия, как «награда» и «наказание». При этом важно создать в доме благоприятную атмосферу, где ребенку спокойно и уютно. В этом случае он сможет нормально воспринимать определенные ограничения.
4. Один из способов справиться с детской манипуляцией (в т. ч. виде истерик и капризов) – переключить внимание ребенка. Можно отвлечь его каким-то новым ярким предметом или предложить интересное занятие, рассказать ребенку стихотворение, потешку, забавную историю и др.
5. Еще один вариант – участие дошкольника в выбранном взрослым занятии (уборке квартиры, дежурстве, приготовлении пищи и др.)
Таким образом, четкая линия поведения родителей и других взрослых, неподдельное внимание к его действиям, чувствам и эмоциям позволят установить с дошкольником дружеские отношения, помогут сформировать правильные модели поведения.
Рекомендации по установлению дружеских отношений с ребенком в процессе воспитания
• Отделяйте чувства от действия. Даже если ребенок заслужил наказание, не судите его строго, он должен чувствовать любовь. Дайте понять, что действия были неправильные, их нужно исправить. Чтобы изменить действия, нужно понять чувства.
• Если ребенок испытывает эмоциональные трудности, подход к нему должен быть другим. Не наказывайте его – это может усугубить ситуацию.
• Отвечайте на чувства ребенка, пусть он рассказывает вам все, дав выход эмоциям.
• Если все-таки ребенка нужно наказать, пусть он сам выберет, например, остаться ему без воскресного просмотра телевизора или лишиться сладкого на ужин.
• Если наказываете ребенка, убедитесь, что он понимает за что.
• Ребенок должен понимать, что вы чувствуете его проблемы и что они ваши общие.
• Направляйте действия ребенка в благоприятное русло, предотвращайте разрушительные действия. Важно понимать своего ребенка, помогать ему развиваться, не разделяя мир на детский и взрослый.