Светлана Тимонькина
Консультация для родителей «Приобщение к народным традициям»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребёнок знал уникальность своего народа, историю своей семьи, пришёл к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Нам нужно донести до сознания детей то, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Сегодня повсеместно возрастает интерес к русской народной культуре, народным традициям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего возраста. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой : народные танцы, обычаи, русский народный фольклор.
Публикация «Консультация для родителей „Приобщение к народным традициям“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Фольклор является наиболее яркой сферой выражения идеала в области духовной культуры. В само понятие «фольклор» входят все виды устного народного творчества - потешки, заклички, колыбельные песенки, считалки, приговорки и т. д. Именно они раскрывают содержание воспитания детей, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. Знакомя детей с пословицами, поговорками, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети младших групп с большим удовольствием слушают колыбельные песни, где появляются свои герои котик, собачка, серый волчок. Потешки, пестушки, стихи вызывают у малышей радостное настроение. В них присутствует свой персонаж, с которым развёртывается действие. С возрастом содержание их усложняется, расширяется репертуар художественных произведений.
В старших группах большое внимание уделяется русским народным праздникам : Рождество, Масленица, Пасха. Дети узнают как праздновали их наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались, знакомятся с русским народным костюмом, народным промыслом.
Через народное искусство ребёнок познаёт традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Ценность народного искусства определяется ещё и тем, что оно воздействует на чувства ребёнка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. Мы должны помочь детям открыть мир во всём его богатстве и многообразии.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих.
Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями, поступками. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
В народных играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, устои, представление о чести, смелости, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, отличаться смекалкой, выдержкой, находчивостью. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
В процессе подготовки и проведения традиционных народных праздников в дошкольных учреждениях решаются педагогические задачи: раскрытие творческих способностей; развитие коммуникативной сферы; знакомство детей с родной культурой; духовно- нравственное развитие.
Для решения поставленных задач используются разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребёнка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или другому виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы сочетающей в себе всё методическое разнообразие работы с дошкольниками является организованная образовательная деятельность, беседы, дидактические игры, подвижные, индивидуальная работа.
Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.
И если будут сохраняться семейные традиции, то большая уверенность в том, что ребёнок будет тянуться домой, будет любить своих родителей. Его не перетянет улица с всякими печальными неожиданностями, ребёнок будет расти, пребывая в эмоциональном благополучии. Приобщение детей к народной культуре, народным традициям обеспечивает связь поколений. Большую роль в приобщении к народным традициям играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Также педагог должен установить тесную связь с родителями : совместное участие в творческих мероприятиях, тематические выставки, консультации, беседы, анкетирование, мастер – классы. И эта совместная работа педагога и родителей поможет детям почувствовать себя частичкой великого народа, научит детей любить свою Родину – Россию.
Использованная литература:
1. Усова, А. П. «Русское народное творчество в детском саду» М. Просвещение, 1999