Эллина Грачева
Консультация для родителей «Преодолеем детские страхи вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №86 «Радость»
Консультация для родителей «Преодолеем детские страхи вместе»
Автор статьи:
воспитатель МБДОУ д/с № 86 Грачева Э. Н. ,
Публикация «Консультация для родителей „Преодолеем детские страхи вместе“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
Зачастую мы, взрослые даже и не подозреваем, сколько страхов бывает у детей дошкольного возраста. Появляются страхи, когда в семье между взрослыми возникают конфликтные отношения, а у ребёнка слабая психика, когда родители не знают возрастные и психические особенности ребёнка и сами имеют собственные страхи. Если родитель понимает причину возникновения детских страхов, и при этом правильно к ним относится, то они, скорее всего, исчезнут бесследно.
У детей младшего дошкольного возраста первые страхи появляются тогда, когда мама выходит на работу, а ребёнок поступает в детский сад или остаётся на попечении родственников (бабушек, дедушек) или приходящих нянь. Дети раннего возраста очень впечатлительны, привыкли к постоянному нахождению мамы рядом, а с долгим расставанием с близким человеком недополучают тепло и нежность, поддержку и поэтому у них начинают появляться первые страхи. Подрастая, у детей постепенно накапливаются новые страхи, и наибольшее их количество проявляется к 6 – 8 годам.
Единственные дети в семье больше подвержены возникновению страхов, чем дети многодетных семей в связи с тем, что они намного больше окружены заботой и вниманием со стороны взрослых. В семьях, где двое и более детей, способствует уменьшению детских страхов. Дети вместе играют и общаются, но противоположное действие происходит, когда в семье увеличивается количество взрослых родственников.
Количество страхов у мальчиков и девочек дошкольного возраста, которые воспитываются в неполной семье намного больше, чем в полной. Девочки хотят быть во всём похожими на маму, а мальчики на папу. Редкие встречи с отцом или же его отсутствие ведут к проявлению инфантильности и возникновению страхов у мальчиков. У девочек возникают и увеличиваются страхи при общении с нервозной и беспокойной мамой, лишённой в жизни опоры на мужское плечо.
Когда возникают конфликтные отношения между членами семьи, у девочек начинают нарастать страхи перед стихийными бедствиями (сильный дождь, гром, молния, животными, нередко и домашними, болезнью, а у мальчиков появляются кошмарные сны. В связи с тем, что девочки наиболее эмоционально восприимчивые, количество страхов у них больше, чем у мальчиков.
Молодые современные родители зачастую уход и воспитание детей перекладывают на бабушек, которые склонны к тревожности и беспокойству, что впоследствии передаётся матери, провоцируя нервозность, которая передаётся и ребёнку. Такие родители, «очень загруженные» на работе, полны амбиций, аргументируют свой выбор желанием продвинуться по служебной лестнице, заработать больше денег и сделать всё возможное на благо семьи.
Как помочь детям преодолеть страхи, избавиться от них, а родителям предупредить возникновение страхов у ребёнка?
Проработав с детьми дошкольного возраста много лет, мы наблюдали у детей страхи замкнутого пространства, домовых, пауков, высоты, темноты, медицинских работников, боязнь, что родители не заберут из детского сада, на занятии не правильно выполнят задание или плохо нарисуют и другие.
Посредством рисования можно устранять детские страхи, потому что рисуя, в спокойной обстановке ребёнок может свободно выражать свои мысли, чувства, мечты и переживания. Сам процесс рисования позволяет ребёнку дать «выход» отрицательным и положительным эмоциям, по отношению к разным жизненным ситуациям. Материалы для рисования страхов могут быть разнообразными. Это и фломастеры, цветные карандаши, краски, восковые мелки. Но самое главное, чтобы облегчить саму процедуру рисования своего страха, ребёнку необходимо предоставить право выбора любого материала.
Одно из главных условий избавления от страха посредством рисования состоит в том, чтобы задание нарисовать свой страх исходило от доброжелательно настроенных и знакомых ребё нку людей: психолога, воспитателя, муз. Работника или логопеда. Эффект от процесса такого рисования намного больше, чем когда родители дают ему такое задание, пытаясь устранить детский страх, а возможно таким образом они скрывают свои собственные страхи. Очень часто случается так, что ребёнок не сразу решается нарисовать свой страх, даже проходит несколько дней, когда он решается всё-таки нарисовать. В его душе происходит внутренняя борьба с преодолением нового психологического барьера страх-страха.
После того, как ребёнок нарисовал свой страх, необходимо рассмотреть рисунок и спокойно побеседовать с ним, выясняя, чего и почему он боится.
"Ты нарисовал свой страх, теперь скажи: боишься его или нет?"
После спокойной и непродолжительной беседы нужно ребёнка обязательно похвалить, а затем рисунок «со страхом» смять, порвать на мелкие кусочки и выбросить.
Избавляться от страхов можно не только рисуя их, но и с помощью самостоятельно изготовленных игрушек и масок из различных материалов: бумаги, картона, ткани, проволоки, соломинок, трубочек и пластиковых стаканчиков, пластилина. Эффективность такой работы по устранению страха заключается в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Особенно если в этом участвует отец (мальчика или девочки, являющегося примером силы, смелости, рассудительности, спокойствия и доброты.
Как известно, что самая любимая и естественная деятельность детей дошкольного возраста - это игра. Посредством игры можно преодолеть детские страхи.
Когда дети играют, то получают удовольствие, преодолевается застенчивость и страх. Происходит подражание любимым героям и сказочным персонажам из знакомых сказок и рассказов, мультфильмов: богатырям, отважным капитанам, лётчикам, космонавтам, пожарным, волшебникам. Наблюдая за детьми во время игры можно рассмотреть потребности, интересы и переживания, характер ребёнка, чтобы в дальнейшем помочь ему приобрести навыки в разных видах деятельности, улучшить физическое и эмоциональное состояние, усвоить принятые в обществе нравственные нормы поведения. Играя, дети учатся проигрывать и побеждать.
Для снятия избыточного торможения, страха, скованности, предупреждения застенчивости и неуверенности в себе или если они уже имеются, предлагаем несколько известных игр для коррекции поведения ребёнка.
«Пятнашки» (помогает устранить страх и торможение при неожиданном воздействии, даёт эмоциональную разрядку, налаживает более тесный контакт родителей и детей. Играть можно с 2-х лет).
«Кто первый» (снимает чувство страха. Неожиданного воздействия, тренирует внимание. Играть можно с 2-х лет).
«Жмурки» (устраняется боязнь замкнутого пространства, одиночества и темноты. Главное правило игры: назвать места, где нельзя прятаться: шкаф, кладовка и др. Играть можно с 1-года).
«Стрельба» (поочерёдная стрельба стрелами с присосками или мягкими шариками с использованием щита).
«Поединок» (сражение на игрушечных саблях или мечах, щит не применяется, так как создаётся искусственная защита и уменьшается эффект игры).
«Сражение» (бросание лёгкими предметами друг в друга из-за укрытия (поролоновые шарики, кубики-мякиши). Апогей игры - рукопашная схватка заканчивающаяся перемирием.
Все игры можно сопровождать шутливыми угрозами и насмешками: «мазила», «так тебе и надо» и др.
Одним из последних этапов преодоления страхов детей является включение его в игру драматизацию или ролевую. В процессе таких игр ребё нок может исполнить роль любого отрицательного персонажа: Бабы-Яги. Кощея Бессмертного, Водяного, Бармалея, волка, лисы и др. Во время игры ребёнок перестаёт их бояться, потому что не они, а самостоятельно Он может ими управлять. Ведь дети прекрасно знают, что эти отрицательные персонажи живут только в сказках. В реальной жизни они не существуют.
Детям можно предлагать игры с природным и бросовым материалом, песком, бусами, крупой. В процессе таких игр снимается напряжение и страхи «уходят», развивается мелкая моторика и усидчивость, воображение и фантазия. Такие игры очень хорошо проводить в сопровождении спокойной негромкой музыки, которая успокаивает ребёнка, расслабляет мышечный тонус и отвлекает от собственных страхов и возможности их появления.
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) имеют часто сопутствующие психические заболевания, которые способствуют возникновению и длительному проявлению страхов. Поэтому им необходима консультация врача психоневролога.
Давайте предупредим появление страхов, поможем детям их преодолеть и избавиться от них навсегда!
Список используемой литературы:
1. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». — СПб. : «Издательство СОЮЗ», 2000. — 448 с.
2. Колпакова А. С., Пронина Е. В. Детские страхи и их причины у детей младшего школьного возраста // Альманах современной науки и образования. — 2014. — № 4 (83). — С. 83
3. Моргунова Л. Н., Мусина А. Н., Ширинских Т. В. Детские страхи // Развитие современного образования: теория, методика и практика. — 2015. — № 4 (6). — С. 431
4. Саржанова А. С., Егенисова А. К. Детские страхи и пути их преодоления // Современные наукоемкие технологии. — 2013. — № 7-2. — С. 155