Алина
Консультация для родителей «Права ребенка в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, а также поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед д/с является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Права ребенка в семье“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
В настоящее время отмечается стремление дошкольных образовательных организаций самим решать собственные задачи, их нежелание и неумение устанавливать контакты и взаимодействовать с родителями. Продуктивность общения с родителями в немалой степени зависит от самого воспитателя, его личностных качеств, умения общаться. Предлагаю Вашему вниманию ответить на вопросы анкеты «Умение общаться с родителями» (Приложение 1).
Особое значение имеет готовность и способность устанавливать психологический контакт с родителями, которые обращаются к вам за помощью. Желательно придерживаться таких правил :
1) избегать скоропалительных решений, т. к родитель возлагает на вас роль эксперта, и вы рискуете оказаться единственным ответственным за решение проблемы;
2) вслушивайтесь в то, что говорите – иногда родителю хочется просто выговориться, поэтому нужно убедить собеседника, что вы понимаете, о чем говориться;
3) обговаривайте любое предложение, можно обговорить несколько вариантов, предоставив ему выбор;
4) соблюдайте конфиденциальность – даже это не обговаривая, т. к родитель считает, что обсуждение его вопросов останется в тайне.
Существуют разные формы взаимодействия с родителями :
помощь родителей д/с в целом (сбор материалов для занятий, разработка содержания игротек и. т. д);
участие родителей в принятии решений (создание родительских комитетов и. т. д);
рассматривать воспитание и развитие детей ни как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических и возрастных особенностей, с учетом предшествующего опыта, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и дошкольном образовательном учреждении;
с уважением относиться к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, лепка, рисунок) и восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей;
регулярно, в процессе индивидуального общения обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей;
проявлять понимание, деликатность, терпимость, такт при общении с родителями воспитанников.
Эффективность деятельности педагогического коллектива д/с заключается не только в том, чтобы провести какую – то работу с родителями и добиться результата, но и в том, чтобы из года в год совершенствовать подходы, искать более продуктивные формы взаимодействия с родителями и влияния на них. В первую очередь в коллективе должна быть создана атмосфера демократизма, творчества, неравнодушного отношения ко всем детям. Оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии комплексного подхода к работе, которая должна осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям :
1. Должна вестись работа внутри коллектива по анализу международных российских нормативных документов, определяющих права детей и родителей, соблюдение которых зависит от деятельности ДОО и органов управления.
2. Работа педагогического коллектива должна включать в себя: изучение семей воспитанников, повышение правовой и педагогической культуры родителей, создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педколлективом как в процессе повседневного общения, так и специально – организованных мероприятий (праздников, консультаций, выставок детских рисунков, совместного просмотра и организации театрализованной деятельности)
Очень сложным является изучение климата в семьях воспитанников. Можно использовать разные методы изучения семей:
наблюдения за общением во время утреннего прихода и вечернего ухода домой (обратить внимание на обращение; на форму вопросов: мягкая или жесткая; на употребление уменьшительно – ласкательных или грубых слов; на реакцию родителей на просьбы ребенка, их шалости, капризы);
беседы с родителями и детьми;
анкетирование, тестирование;
посещение семей воспитанников;
наблюдение за детьми в сюжетно – ролевых играх «Семья», «Дочки – матери»;
изучение рисунков детей («Моя семья», «Мой самый любимый человек»);
использование проективных методик (Ребенку задаются вопросы : у тебя два билета в цирк, кого ты возьмешь? Или: Твоя семья идет в гости, но ты заболел, кто должен остаться? И. т. д)
Одной из основных задач педагогов является правовое просвещение родителей, в которое входит:
участие родителей в ежедневной работе группы (помощь в повседневной работе, участие в экскурсиях и. т. д);
общественная деятельность (создание клуба для родителей, приглашение лекторов по интересующим их вопросам).
Принципы взаимодействие с родителями :
1. осознать, что только общение усилиями семьи и ДОО можно помочь ребенку с уважением и пониманием относиться к родителям;
2. помнить о том, что их ребенок уникальная личность, поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого как он нет больше в мире, и мы должны ценить индивидуальность, поддерживать и развивать её;
3. воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много сил, чтобы они были счастливы;
4. учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы;
5. наглядная агитация (тексты Конвенции, с выделенными основными положениями; выдержки из Семенного кодекса и др.);
6. знакомство с психолого-педагогической литературой;
7. проведение круглых столов, деловых игр;
8. проведение родительских собраний, с последующими обсуждениями различных реальных, часто создающихся в повседневной практике семейной жизни ситуаций, в которых родители будут учиться идентифицировать наличие или отсутствие нарушения прав детей;
9. проведение родительских собраний с элементами групповых дискуссий, позволяющие выявлять существующие у родителей отношения к данной проблеме и дающие возможность обменяться родительским опытом. Такое собрание может стать первым шагом на пути возникновения родительского дискуссионного клуба.
Тематика собраний может быть разной: например «Права ребенка в современном обществе».
Акцентом собрания должна стать мысль, что нормы международного права имеют отношения лично к каждому гражданину России. Как любые нормы права они являются не предметом свободного выбора каждого человека, а обязательным для исполнения каждым гражданином.