Светлана Маринина
Консультация для воспитателей «Познание мира природы глазами души»
▼ Скачать + Заказать документы
М. пришвин: |
Мы – хозяева нашей природы, и она для нас
Кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять,- их надо открывать и показывать. |
Человек – часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной.
Публикация «Консультация для воспитателей „Познание мира природы глазами души“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мир природы удивителен и прекрасен. Это мощное средство для разностороннего развития личности ребёнка. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само по себе, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Поэтому важно заложить основы экологической культуры как можно раньше ещё в дошкольном возрасте.
Творческой группой нашего детского сада была разработана программа развития «Память о прошлом – залог будущего», в основу, которой легла программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Одной из задач нашей программы является привитие любви к родной культуре через приобщение к природе.
С самого раннего детства русский народ воспитывал детей в гармонии с природой. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Гармония в природе отзывается в его душе переживанием счастья и восторга.
Большая часть работы по ознакомлению с природой и природными явлениями проходит вне непосредственной образовательной деятельности. Это и целевые прогулки и беседы об увиденном, наблюдаемом, совместный просмотр иллюстраций о посёлке, совместный труд по благоустройству территории детского сада. Закрепление полученных знаний в играх, как в подвижных так и в дидактических: «Кто рядом живёт», «Зоологическая столовая», «Лесной многоэтажный дом», «С какого дерева листик» и др.
Для работы с детьми по экологическому воспитанию мы собрали картотеку дидактических игр по экологии, а также календарь русской природы (заклички, потешки, пословицы, поговорки, народные приметы, альбомы по временам года.
Для расширение представлений о природе Пильнинского района мы знакомим детей с памятниками регионального значения, которые находятся в селе Курмыш. Это старинный парк усадьбы помещиков Шипиловых, «Пушкинский сад». Эти заповедные зоны представляют ценность благодаря сочетанию высоковозрастных деревьев и молодых посадок декоративных форм. Кроме того, у села Курмыш находится пойменный лес с колонией серых цапель. Дети с удовольствием рассматривают фотографии с объектами живой и неживой природы Пильнинского района. В детском саду организуются выставки фотографий «Родной наш край, любимые места», в которых принимают участие родители вместе с детьми.
Учитывая потребность детей в новых впечатлениях, неудержимую тягу ко всему неизведанному, неподдельное удивление и восторг по поводу новых открытий в хорошо знакомых объектах живой и неживой природы, мы стремимся поддерживать инициативы каждого ребенка, развивать его любознательность. Важно рассказывать детям не только о природе родного края, но и утолять жажду познания детей, отвечая на детские вопросы «Почему?». Поэтому в нашем детском саду мы организуем проектно-исследовательскую деятельность.
Работа над проектами расширила и уточнила представления детей о явлениях природы. Именно познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения ребёнка.
Так с детьми старшего дошкольного возраста были разработаны проекты: «Отчего появляется радуга?», «Необыкновенные горы»
В ходе проектов проводились беседы по ознакомлению с природными явлениями, знакомились с репродукциями П. Рубенса «Двойная радуга», А. Куинджи «Радуга», проводились дидактические игры: «Цветик – семицветик», «Живая, неживая природа», «Что лишнее?», также чтение художественной литературы: сказка И. Н. Рыжовой «О чём шептались камушки?», П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы», знакомились с пословицами, поговорками и приметами: «Вода камень точит», «Под лежачий камень вода не течет», «Если радуга яркая – к ненастью», «Радуга утром – к дождю» и т. д.
Наблюдение в природе тесно связано с экспериментированием. То, что ребёнок делает сам, при этом видит и наблюдает результат своих действий, усваивается прочно и надолго. Таким образом, мы не только проводили наблюдение за радугой, но и провели опыт и показали детям, как появляется радуга самостоятельно при помощи ёмкости с водой, зеркала и солнца.
Особый интерес вызвал у детей опыт, в котором можно было наблюдать процесс извержения вулкана, имея под рукой воду, лимонную кислоту, моющее средство и пищевую соду.
Полученные знания закрепляли как в непосредственной образовательной деятельности так и вне её. (В рисовании, аппликации, лепке).
Завершающим этапом стали красочные презентации «Удивительный мир камней», «Отчего появляется радуга?», которые были представлены на районной экологической конференции «Моя планета».
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники. Ежегодно в нашем дошкольном учреждении проводятся народные праздники: «Вербное Воскресение», «Встреча птиц», «Праздник берёзки».
Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Использование в работе с детьми закличек, приговорок помогает не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям. Дети с удовольствием поют русские народные песни, водят хороводы, играют в народные игры.
В работе с родителями используются беседы, консультации, изготавливаются буклеты: «Стань другом природы», «Воспитание доброты к природе» и др.
Давая детям элементарные научные знания о природе, мы поддерживаем интерес к познанию окружающего мира, учим видеть в обыденном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно, сопереживать живым существам.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач педагога. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.