Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Познание мира природы глазами души»

Светлана Маринина
Консультация для воспитателей «Познание мира природы глазами души»
▼ Скачать + Заказать документы

М.   пришвин:
Мы – хозяева нашей природы, и она для нас

Кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

Мало того, чтобы сокровища эти охранять,-

их надо открывать и показывать.

Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений.

Человек – часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной.

Публикация «Консультация для воспитателей „Познание мира природы глазами души“» размещена в разделах

Мир природы удивителен и прекрасен. Это мощное средство для разностороннего развития личности ребёнка. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само по себе, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Поэтому важно заложить основы экологической культуры как можно раньше ещё в дошкольном возрасте.

Творческой группой нашего детского сада была разработана программа развития «Память о прошлом – залог будущего», в основу, которой легла программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Одной из задач нашей программы является привитие любви к родной культуре через приобщение к природе.

С самого раннего детства русский народ воспитывал детей в гармонии с природой. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Гармония в природе отзывается в его душе переживанием счастья и восторга.

Большая часть работы по ознакомлению с природой и природными явлениями проходит вне непосредственной образовательной деятельности. Это и целевые прогулки и беседы об увиденном, наблюдаемом, совместный просмотр иллюстраций о посёлке, совместный труд по благоустройству территории детского сада. Закрепление полученных знаний в играх, как в подвижных так и в дидактических: «Кто рядом живёт», «Зоологическая столовая», «Лесной многоэтажный дом», «С какого дерева листик» и др.

Для работы с детьми по экологическому воспитанию мы собрали картотеку дидактических игр по экологии, а также календарь русской природы (заклички, потешки, пословицы, поговорки, народные приметы, альбомы по временам года.

Для расширение представлений о природе Пильнинского района мы знакомим детей с памятниками регионального значения, которые находятся в селе Курмыш. Это старинный парк усадьбы помещиков Шипиловых, «Пушкинский сад». Эти заповедные зоны представляют ценность благодаря сочетанию высоковозрастных деревьев и молодых посадок декоративных форм. Кроме того, у села Курмыш находится пойменный лес с колонией серых цапель. Дети с удовольствием рассматривают фотографии с объектами живой и неживой природы Пильнинского района. В детском саду организуются выставки фотографий «Родной наш край, любимые места», в которых принимают участие родители вместе с детьми.

Учитывая потребность детей в новых впечатлениях, неудержимую тягу ко всему неизведанному, неподдельное удивление и восторг по поводу новых открытий в хорошо знакомых объектах живой и неживой природы, мы стремимся поддерживать инициативы каждого ребенка, развивать его любознательность. Важно рассказывать детям не только о природе родного края, но и утолять жажду познания детей, отвечая на детские вопросы «Почему?». Поэтому в нашем детском саду мы организуем проектно-исследовательскую деятельность.

Работа над проектами расширила и уточнила представления детей о явлениях природы. Именно познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения ребёнка.

Так с детьми старшего дошкольного возраста были разработаны проекты: «Отчего появляется радуга?», «Необыкновенные горы»

В ходе проектов проводились беседы по ознакомлению с природными явлениями, знакомились с репродукциями П. Рубенса «Двойная радуга», А. Куинджи «Радуга», проводились дидактические игры: «Цветик – семицветик», «Живая, неживая природа», «Что лишнее?», также чтение художественной литературы: сказка И. Н. Рыжовой «О чём шептались камушки?», П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы», знакомились с пословицами, поговорками и приметами: «Вода камень точит», «Под лежачий камень вода не течет», «Если радуга яркая – к ненастью», «Радуга утром – к дождю» и т. д.

Наблюдение в природе тесно связано с экспериментированием. То, что ребёнок делает сам, при этом видит и наблюдает результат своих действий, усваивается прочно и надолго. Таким образом, мы не только проводили наблюдение за радугой, но и провели опыт и показали детям, как появляется радуга самостоятельно при помощи ёмкости с водой, зеркала и солнца.

Особый интерес вызвал у детей опыт, в котором можно было наблюдать процесс извержения вулкана, имея под рукой воду, лимонную кислоту, моющее средство и пищевую соду.

Полученные знания закрепляли как в непосредственной образовательной деятельности так и вне её. (В рисовании, аппликации, лепке).

Завершающим этапом стали красочные презентации «Удивительный мир камней», «Отчего появляется радуга?», которые были представлены на районной экологической конференции «Моя планета».

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники. Ежегодно в нашем дошкольном учреждении проводятся народные праздники: «Вербное Воскресение», «Встреча птиц», «Праздник берёзки».

Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Использование в работе с детьми закличек, приговорок помогает не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям. Дети с удовольствием поют русские народные песни, водят хороводы, играют в народные игры.

В работе с родителями используются беседы, консультации, изготавливаются буклеты: «Стань другом природы», «Воспитание доброты к природе» и др.

Давая детям элементарные научные знания о природе, мы поддерживаем интерес к познанию окружающего мира, учим видеть в обыденном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно, сопереживать живым существам.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач педагога. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по ОО «Познание» (формирование целостной картины мира) «Весна пришла» Интегрированное занятие Образовательная область Познание (формирование целостной картины мира) Тема: «Весна пришла» Интеграция в художественное.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир природы» Конспект непосредственно образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста по.

НОД по ОО «Познание» (формирование целостной картины мира) «Как жили в старину»НОД по ОО «Познание» (формирование целостной картины мира) «Как жили в старину» Интеграция образовательной области: «познание», «коммуникация», «физическая культура», «художественное творчество». Цель: Воспитывать у.

Консультация для родителей: «Деятельное познание мира средствами оригами». Искусство оригами возникло в Японии примерно в IХ веке нашей эры. В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым.

НОД Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозор «Знакомство с ненецкой национальной одеждой» НОД Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозор «Знакомство с ненецкой национальной одеждой» Задачи: - Познакомить.

НОД по ОО «Познание» (формирование целостной картины мира) во второй младшей группе «Птицы. Снегирь» Познание "Формирование целостной картины мира" 2я младшая "ПТИЦЫ СНЕГИРЬ" ЦЕЛИ; познакомить с названием птиц их значением учить ;сравнивать.

Познание (формирование целостной картины мира) Звуковая культура речи (проверка усвоенного материала) Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы.

Методическая разработка «Познание ребенком окружающего мира посредством игры» Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.

Работа с календарем природы как форма познавательно-исследовательской деятельности при формировании целостной картины мира В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одними из них являются календари.

Система работы педагога по развитию у старших дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля). Для решения поставленной проблемы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Познание мира природы глазами души»
Опубликовано: 19 августа 2015 в 12:46
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Познание мира природы глазами души»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Маринина (УИ 359812) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
21 декабря 2024 суббота

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок!
- .



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД