Наталья Косова
Консультация для родителей «Поощрения и наказания»
Уверена, что каждый родитель хотел бы найти верный путь, как вырастить воспитанного эмоционально благополучного и успешного ребенка, а также сохранить добрые отношения с ним. Как было бы чудесно если бы все мальчики и девочки делали только то, что разрешают им родители. Тогда детей никогда бы не пришлось наказывать. К сожалению это не всегда возможно…
Современные дети отличаются от предыдущих поколений, на них не действует тактика внушения чувства вины, они почти не реагируют на принуждения, нотации, наказания и запреты. На современных детей даже не действуют телесные наказания. На что они откликаются, так это на уважение – уважение к их проблемам, уважение к ним как к разумным личностям.
Публикация «Консультация для родителей „Поощрения и наказания“» размещена в разделах
Многие причины непослушания детей скрывают свои корни в поведении родителей. Родители зачастую даже не замечают, что еще вчера «это» делать было можно, а сегодня уже нельзя. Или же каждый член семьи по разному реагирует на поведение ребенка из-за различных внешних раздражителей, к примеру, из-за усталости, испорченного настроения. Дети очень точно различают эмоциональные состояния, и поэтому вашему малышу легко понять, когда вы недовольны, когда вы испугались, когда вам приятно и что вас радует. Именно через ваши реакции ребёнок осваивает многие правила поведения и отношений людей, учится различать хорошее и плохое, опасное и безопасное, правильное и неправильное.
Использовать в процессе воспитания методы поощрения и наказания приходится всем родителям, в любых семьях. Поощрение и наказание относятся к одним из самых древних методов воспитания. Также важно уметь правильно использовать поощрение и наказание, то есть чётко представлять конечный результат деятельности по формированию у ребёнка тех или иных качеств личности.
Наказание – это сигнал о нарушении правила, нормы или установленного порядка. Смысл его сделать более весомыми слова взрослого, подчеркнуть их серьезность. Каждый родитель желает ребенку блага и счастья, но не каждый знает, как это сделать, и поступает чаще всего так, как поступали с ним его собственные родители, либо – наперекор им – прямо противоположно. От многих людей можно часто услышать такую фразу: «Меня родители часто били, но я вырос нормальным человеком». А теперь задумайтесь, какие чувства у вас вызывает человек, который вас бьет, чувствуете ли вы к нему любовь? Физическое наказание детей следует применять только тогда, когда исчерпаны все другие методы воздействия: убеждение, объяснение неприемлемости его поведения, лишение ребенка каких-либо преимуществ или удовольствий. Физическое наказание детей тем действеннее, чем младше ребенок.
Самая эффективная мера воздействия на провинившегося ребенка это временный отказ от общения с ним, лишение своего доверия. Когда ваш ребенок в очередной раз провиниться, не изводите его и себя долгими и нудными разъяснениями, почему его поступок так плох. Сделайте акцент не на самом поступке, а на исправлении того, что он сделал неправильно.
Маленькие дети, очень быстро усваивают, что чем громче они кричат «Мама, я больше так не буду…», «Прости меня мамочка…» тем быстрее им отпускают грехи. И часто эта «церемония» превращается в условный рефлекс. Не спешите прощать, ребенок, перед тем как попросить прощения, должен точно знать, в чем именно он провинился. Стоит рассказать ему о своих чувствах и дать время об этом подумать, не отвергая его как личность. При этом нужно быть готовыми к тому, что и вам самим придется в чем-то раскаяться.
Простить означает, что вы никогда не будете припоминать проступок и использовать его в качестве «козыря» при дальнейших разногласиях. Простить – не означает забыть, а скорее поменять отношение к произошедшему.
К сожалению, в большинстве случаев при наказании ребенок чувствует себя целиком отвергнутым; за критикой его отдельных поступков он чувствует непринятие его в целом. Родители зачастую используют такие эпитеты: «Ты хулиган», «Ты ничтожество», «Зачем я только тебя родила?».
Существует более конструктивный и эффективный вариант критики, когда критикуют только отдельные проступки ребенка, сообщая при этом какой эмоциональный удар он нанес вам своим поведением: «Сегодня ты сделал мне очень больно тем, что обидел бабушку…» и т. д. А главное – в них не звучит оскорбления, на которое хочется ответить тем же.
В процессе воспитания родители должны руководствоваться возрастом ребенка и его способностями к восприятию. Малыш, которому не исполнилось еще 2-х лет, требует постоянного внимания и напоминаний. В то время как четырех или пятилетний ребенок уже обладает способностью самоконтроля и понимает, что хорошо, а что плохо. Часто родители наказывают четырех и пятилетних детей, тем, что отнимают у них игрушки и привилегии. Такие наказания имеют смысл, когда плохое поведение было непосредственно связано с тем, что у ребенка отняли. Например, ребенок, который кидается песком в других, лишается привилегии играть в песочнице на один день. Не стоит лишать ребенка игрушки или привилегии на длительное время. В этом случае ребенок будет думать не о собственном плохом поведении, а о несправедливости родителей. Смысл такого наказания показать связь между баловством, песочницей и потерей привилегии играть в ней.
Одним из главных элементов в процессе воспитания, является тон, которым родители разговаривают с ребенком. Если их голос звучит уверенно и четко дети всегда слушаются. Если же в голосе есть нотки сомнения, ребенок будет и дальше шалить. Наиболее подходящий тон – уважительный, но строгий. Кричать на детей бесполезно, хотя порой очень трудно сдержаться. Иногда помогает придвинуть ребенка поближе к себе и, глядя ему в глаза несколько раз напомнить о запрете спокойным голосом.
Дети для роста и развития нуждаются как в отрицательных, так и в положительных «поглаживаниях». Как правило, мы хвалим детей гораздо реже, чем наказываем. Если ребенок ведет себя хорошо, то родители не обращают на него внимания, а если плохо – то наказывают. И тогда ребенок любым способом пытается обратить на себя внимание родителей, пусть даже негативное. Порой дети становятся «неблагополучными» из-за невозможности каким-либо способом получить внимание и одобрение родителей.
В сознании многих родителей бытуют предрассудки, что похвалой и любовью ребенка можно избаловать. Чем младше ребенок, тем более наглядным, ощутимым и неотложным должно быть поощрение. У маленького ребенка плохо развито чувство времени. Поэтому такая формулировка, как «если ты будешь всю неделю убирать за собой игрушки, то в воскресенье мы пойдем с тобой в зоопарк» неприемлема. Ребенок плохо понимает, что такое неделя. Ему можно предложить увеличить время чтения сказки на ночь, новую игрушку, о которой он действительно мечтал, но не имел возможности ее получить в силу неправильного поведения, больший по времени совместный досуг (игры).
У ребёнка небольшой жизненный опыт, и вы для него — основной источник знаний о мире, об отношениях людей и о нём самом. Ваша похвала закрепляет в поведении малыша важные для жизни действия, реакции, умения, привычки. Вместе с тем похвала позволяет малышу сориентироваться и в оценках — что хорошо, что правильно, что ценно и полезно.
Но не стоит забывать, что хвалить надо уметь. Если вы по любому поводу и без него будете хвалить ребёнка — этот способ со временем утратит свою эффективность. Родителям стоит знать об этом. В первую очередь ребёнка необходимо поощрять за его работу, за те полезные действия, которые он выполнил. Конечно же, стоит ему говорить и о том, что он самый хороший, любимый и умный — но не часто.
Особенно необходимо обращать внимание на те черты, которые у вашего малыша сейчас не очень выражены, но вы хотели бы их развить. Если он робок, то ищите малейший пример смелого поведения, и хвалите. Если малыш шустрый, то хвалите за несколько мгновений спокойного поведения. Если любит подраться, отмечайте моменты, когда он дружелюбен и вежлив. Если не очень самостоятельный, не пропускайте ни одного случая, когда ребёнок справился сам, и хвалите. Ребёнку нужно ещё больше, он должен каждый час слышать, что он молодец, умница. Нужно говорить ему превосходными степенями русской речи – не “правильно, хорошо выполнил”, а “отлично, великолепно, чудесно, превосходно”. Не скупитесь на похвалу, а за особые заслуги – помыл свои туфли, быстро оделся и т. д. – что-либо подарить. Опять-таки это может быть и конфета, а может быть и очень ласковое слово “рыбка”, сказанное секретно доверительно на ушко (дети это очень любят).
В заключение хочется отметить, что во всей системе поощрений и наказаний важна интуиция родителей, дедушек и бабушек – ведь именно родители, как никто другой, знают своего ребёнка, знают, каков он, что он любит, что не любит и т. д. Важно всегда стремиться к золотой середине, не переусердствовать ни в ту, ни в другую сторону.