Наталья Беляева
Консультация для родителей «Пора листопада»
▼ Скачать + Заказать документы
Материал подготовила
воспитатель МБДОУд/с "Колосок"№ 28
Беляева Н. В.
Осенние прогулки с малышом могут быть не менее развивающими
чем походы в специальные центры
Осень — особое, праздничное время года: так красив в своем недолговечном наряде лес, так пронзительна синева осеннего неба, так хватает за душу призывный крик собирающихся в стаи диких журавлей и гусей. И если эта хрупкая, ускользающая красота бередит душу взрослым, то как должны захватывать кроху волшебные превращения природы. А сколько нового можно узнать и замечательных развивающих игр придумать в осеннем лесу!
Палитра осени
Публикация «Консультация для родителей „Пора листопада“» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Консультации для родителей
- Осень. Консультации для родителей в осенний период
- Темочки
Ничто так не завораживает в лесу, как разноцветные листья. Как весело шуршать ими, валяться в них, прыгать в яркие, пахнущие кучи! В такие минуты кроха всем телом чувствует красоту и неповторимость осеннего дня.
Выберите „знакомое" дерево, лучше всего — клен, и в течение месяца наблюдайте, как меняется его крона: сначала появляются отдельные пестрые листочки, постепенно золотой и алый цвета начинают вытеснять зеленый, а потом огненный убор редеет, пока ветви совсем не оголятся.
Вы задумывались, какого цвета осенние листья? Желтого? Красного? Нет, палитра осени куда богаче: в ней множество тончайших оттенков — от лимонного до темно-бордового или бурого. Соберите вместе с малышом разноцветные листья и разложите их от самого светлого к самому темному. Назовите каждый оттенок: здесь будет и апельсиновый, и золотой, и клюквенный, и цвет корицы, и ярко-алый.
Поищите под деревьями желуди, каштаны, лещинные орешки, крылатые семечки ясеня и клена. Сорвите и засушите яблоки, ягоды боярышника, рябины, барбариса, шиповника. Расскажите малышу, что это — семена, которые зимой прячутся под снегом, а весной превращаются в новые растения. Рассмотрите, какие бывают семена. Попробуйте рассортировать их по разным признакам: от самого большого до самого маленького (открывать этот ряд будет каштан, а замыкать — шиповник, крылатые и бескрылые, „одиночки" (например, тот же каштан) или те, которые живут под одной оболочкой всем семейством (боярышник, шиповник). Пока заморозки не начались, в густом подлеске копошится много живности: ползают степенные улитки, верткие дождевые черви, спешат куда-то деловитые муравьи, между ветвями развеспока на него заползет разная живность. С помощью лупы рассмотрите местных обитателей.
Мокрое дело
Даже в сырую погоду не отказывайтесь от прогулки. Ведь возня с водой, песком, землей, глиной полезна для развития тактильных ощущений, мелкой моторики, творческих и познавательных способностей. Попытайтесь направить исследовательскую деятельность в мирное русло и обеспечить малыша нужной непромокаемой экипировкой.
Сравните, что тяжелее — ведерко с водой или сырым песком; выясните, куда входит больше земли — в формочку или в ведерко; сколько формочек понадобится, чтобы наполнить ведерко водой?
Исследуйте, какие предметы тонут, а какие — нет, бросая поочередно в лужу камешки, листики, кусочки коры, шишки, бумажки.
Понаблюдайте, что получится, если перегородить ручеек запрудой из камешков и песка.
Подумайте, почему лужи появляются не везде, а лишь в отдельных местах. После вашего исследования мыслитель придет к выводу: лужи появляются там, где скапливается вода — в низинках, ямках и т. д.
Сделайте кораблик из старой газеты, пенопласта или кусочка древесной коры и отправьтесь вслед за ним в путешествие по ручейку. Конечно, обидно, если ваша экспедиция закончится не на берегу реки, а возле ближайшего водостока, но ведь можно и рассказать малышу, что ваш маленький ручеек встретился под землей с другими такими же ручейками, а теперь они все вместе отправятся к настоящей большой реке. Можно даже нарисовать на влажной земле, каким был бы путь вашего кораблика от лужи до самой речки.
Мир на ощупь
Прогулка — прекрасное время для обогащения тактильных ощущений и развития мелкой моторики. Предложите малышу ощупать кору разных деревьев. Помогите ему описать то, что он почувствовал: „Это береза. У нее кора гладкая, шелковистая. У дуба кора толстая, шершавая. А у сосны — шершавая, смолистая”.
В кучу ярких разноцветных листьев спрячьте на глазах у крохи крупную шишку или каштан и предложите нашарить ее ручками.
Очень полезна игра „Белкина кладовая”. Соберите по паре шишек, желудей, каштанов. По одному предмету из каждой пары положите в „норку” под корнями деревьев или просто в непрозрачный мешочек либо коробочку. Дайте малышу в ручку желудь или шишку и попросите на ощупь найти такие же. Эта игра не только хорошо развивает мелкую моторику, но еще и способствует формированию межполушарных связей.
Игры из лесных трофеев
Из собранных листьев, семян, шишек можно смастерить отличные развивающие игры даже для малыша, который только что справил свой первый день рождения. А кое-что заготовить впрок.
Лото „Листья и плоды”
Листья высушите негорячим утюгом, положите на карточки и заклейте пленкой. В игре к каждому листу нужно подобрать семечко или плод.
Пазл „Осенние листья”
Крупные листья засушите, наклейте на плотный картон и аккуратно разрежьте карточки макетным ножом. Для самых маленьких пополам, для детей постарше — на 3-4 части.
Счетный материал
[/b]
Шишки, желуди и каштаны — отличный дидактический материал для обучению счету. Возьмите картонную решетку из-под яиц. В каждую ячейку положите по желудю или шишке. Одна коробка — один десяток. Две коробки — два десятка. Без всяких дорогостоящих пособий вы легко и наглядно объясните малышу, как можно пересчитывать, складывать и вычитать предметы, что такое вообще „количество”. Из желудей, каштанов и семян можно смастерить при помощи клея и пластилина замечательные поделки: стрекозу с крылышками из кленовых семечек, ежика, иголки которого будут сделаны из каштановой кожуры, веселых муравьев в беретах из желудевых шляпок.