Ирина Евгеньевна Париева
Консультация для родителей «Помогите детям полюбить природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Помогите детям полюбить природу".
«Бедное дитя, если оно выросло не сорвав полевого цветка,
не помявши на воле зеленой травы!
Никогда оно не разовьется той полнотой и свежестью,
к которой способна душа человеческая».
К. Д. Ушинский.
Вот и наступила долгожданная весна, а за ней уже совсем скоро придет всеми любимое лето. Конечно же, с пробуждением природы пробуждается и наше настроение: хочется в лес, на природу.
Публикация «Консультация для родителей „Помогите детям полюбить природу“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
И здесь вся надежда на вас, уважаемые родители! Ведь нам, педагогам, возможно дать детям только теоретические знания о лесе. Конечно, мы знакомим детей с природой на занятиях, дети знают растения и деревья, расположенные на территории детского сада и ближайшего парка. Но это, к сожалению, не заменит впечатлений от поездки в лес, прогулки по цветущему лугу, где запах трав и стрекот кузнечиков просто завораживают. А это очень важно для малышей, ведь впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
В связи с этим перед вами, уважаемые мамы и папы, стоит задача: помочь ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, научить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т. е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.
В летнее время лес особенно живописен и привлекателен. На экскурсиях дети наблюдают лес во всем его многообразии, могут активно проявить свое бережное отношение к обитателям леса. Обратите внимание своего малыша на то, что в лесу много деревьев, кустарников, травянистых растений. Вместе с вами пусть он найдет знакомые деревья: ель, сосну, березу, осину; узнает, что в жаркую погоду в лесу прохладно, потому, что от деревьев падает тень.
Для сравнения разных пород деревьев (березы и липы, березы и клена, ели и сосны и др.) можно предложить игры типа: "Угадай, какое это дерево?", "От какого дерева эта ветка?", "С чьей ветки детки?". Детальное рассматривание и описание деревьев поможет подвести ребенка к их элементарной группировке: хвойные и лиственные.
Если вам повезет попасть в еловый или сосновый лес, следует обратить внимание малыша на то, что в еловом лесу темно, сумрачно, предложить подумать почему. Объяснить, что это явление связано с расположением ветвей у елей, с густой кроной. А вот в сосновом лесу все по-другому (под соснами растут разные деревья и кустарни-ки, ребенок может с вашей помощью сделать вывод : большинство растений развива-ется хорошо там, где много света. Например, через листву березы проходит много света, поэтому под ней растет так много различных трав и кустарников; а через листву липы света проходит меньше, поэтому под ней травянистых растений меньше.
Ребенку необходимо объяснить, что нельзя собирать грибы без помощи взрослых, ведь малыши еще не могут с уверенностью отличить съедобный гриб от несъедобного.
Гуляя с детьми в поле, на лугу, полезно познакомить их с некоторыми лекарственными растениями, рассказав, какое они имеют значение, об их полезных свойствах, о том, что летом происходит их массовый сбор. По-новому ребятишки смогут смотреть на привычный для них подорожник, пастушью сумку, зверобой, мать-и-мачеху, ромашку лекарственную.
Каждый раз, гуляя с ребенком на природе, старайтесь обращать внимание на любые, казалось бы, незначимые, мелочи. Понаблюдайте с малышом за муравьями. Его следует подвести к мысли о том, что муравьи полезны, они уничтожают вредителей леса, поэтому нельзя разорять муравейники. Поучите малыша хотя бы просто не наступать на муравьев.
На прогулке в лесопарке можно встретить и наблюдать белку, ежа, лягушку, ящерицу, которые делают окружающую среду более разнообразной. Внимание ребенка следует обратить на то, что в лесах живут разные животные: хищные звери (волк, лиса) и животные, которые питаются растениями (заяц, белка, лесная мышь, лось). Ребятишки любят рассказы о животных.
Вы, уважаемые родители, должны понимать. как важно содействовать воспитанию у детей эмоционально положительного отношения к лесу, вызывать добрые чувства и побуждать детей к деятельности, сознательно направленной на охрану леса. Важно, чтобы вы обращали внимание ребенка на следы некультурного поведения и небрежного отношения человека к лесу. Объясняйте каждый раз. как нужно вести себя на природе. Ведь дети должны понять, что и в естественных условиях состояние природы зависит от деятельности и поведения людей.
Вернувшись после увлекательной поездки на природу, обсудите с малышом, что ему запомнилось больше всего. Прочтите ему книжки о природе. Основоположниками советской детской природоведческой книжки являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» и т. д.
Было бы замечательно, если бы вы поддержали бы педагогов и продолжили бы знакомить детей с редкими охраняемыми растениями и животными, занесенными в Красную книгу. Объясните ребенку, что Красная книга - это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Такие растения, встречающиеся в Ростовской области, как кувшинка белая, тюльпан Геснера, пион узколистный, василек русский стали сегодня редкостью. В Ростовской области произрастают около сорока видов деревьев. Это клен, береза, ива, ель, сосна, рябина, дуб, ясень, каштан, тополь, акация и т. д. Некоторые из них так же занесены в Красную книгу Ростовской области. Это: клен остролистный, полевой и татарский, копытень европейский, пролестник многолетний, клен платановидный, ильм. Обязательно отметьте. что несколько деревьев городского парка культуры и отдыха им. М. Горького в г. Таганроге являются уникальными памятниками природы - это два дуба черешчатого (они имеют возраст около 200 лет) и одно дерево гинкго-билоба. (Гинкго Билоба в переводе с японского — “серебряный абрикос”, или “серебряный плод”. Так называют съедобные плоды этого замечательного реликтового растения из Западного Китая. Гинкго — одно из немногих древнейших древесных растений, которые до сих пор сохранились на земле).
Расскажите ребенку о заповедниках; о том, что заповедник - особо охраняемая территория, там нельзя охотиться, ловить рыбу, строить фабрики, заводы, заниматься сельским хозяйством, нельзя ходить без дела и беспокоить его обитателей. В нашей области тоже есть заповедники. Один из них называется «Ростовский». Он располагается в Орловском и Ремонтненском районах. В этом заповеднике много разнообразных птиц. Здесь обитают редкие и исчезающие виды, занесенные в Красную книгу (это розовый пеликан, журавль Красавка - восстанавливающийся степной вид, филин, дятел, орел степной, утка Савка).
Напомните ребенку, почему Красная книга называется" КРАСНАЯ книга"? Потому, что красный - цвет опасности, тревоги, предостережения. И нам всем необходимо всегда помнить, что природу нужно беречь, заботиться о ней.
Даже простая поездка на дачу или в деревню к бабушке должна проходить с пользой, привлекайте малышей к выращиванию овощей и цветов, сбору ягод и фруктов. Даже самые маленькие дети будут с удовольствием поливать грядки. а более старшим дошкольникам будет интересно наблюдать, как появились новые листья, бутоны, цветы, плоды. Привлекайте детей к участию во всех видах работ по уходу за растениями, это воспитывает самостоятельность, укрепляет у них уверенность в своих силах, формирует добросовестное отношение как к интересной, так и не очень интересной работе. Главное, чтобы поставленная цель была посильна ребенку. Полезны и дидактические игры "Вершки и корешки", "Во саду ли, в огороде", "Со-ставь букет", "Что где растет?" и др. Из рисунков детей можно составить альбом "Наши цветы".
Работа в саду и огороде, прогулки в лес за ягодами, грибами, орехами научат детей правильно относиться к растениям, приносящим щедрые дары.
А самое главное - помогите вашему ребенку познать и полюбить природу! Ведь еще В. А. Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы.