Светлана Назарова
Консультация для родителей «Подготовка детей к школе»
▼ Скачать
Консультация для родителей на тему :
«Подготовка детей к школе»
Воспитатель: Назарова С. Н.
Подготовительный возраст - ответственный и трудный. Вольная, беззаботная жизнь, полная прелестей детства, подходит к концу. Прощай, детский садик! Впереди новая жизнь, новые друзья, новые, подчас очень серьёзные испытания. Ребёнок должен вступить в новый коллектив, а это всегда не просто, должен стать полноправным членом школьного класса, но при этом как важно, чтобы маленькому человеку было комфортно, легко, интересно. Нужно будет научиться подчиняться и проявлять инициативу, слушать и слышать других, уметь объяснить свою точку зрения и доказать свою правоту, уметь признать ошибку и перенести поражение, уметь радоваться своим успехам и успехам товарищей.
Публикация «Консультация для родителей „Подготовка детей к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Естественно, родители озабочены главным вопросом: как будет учиться их ребёнок, будет ли успевать, А многие родители хотят, чтобы их ребенок хорошо стал гордостью класса.
Вы, конечно, беспокоитесь: привыкнет ли ребёнок к трудовым школьным будням, как скажется на состоянии здоровья маленького человека новый режим, как будет ребёнок выполнять новые обязанности, справится ли с ними успешно или нет. А ведь это во многом зависит от вас, дорогие родители.
Семья — это тыл за спиной ребёнка. Прежде всего, в семье ищет ребёнок опоры, поддержки, понимания и, конечно, любви. Тут перед вами встают не простые, но выполнимые задачи, уважаемые родители.
Минимум за год до начала учёбы укрепляйте здоровье будущего ученика.
Подойдите ответственно к процедуре обследования малыша перед школой, если будут выявлены отклонения в развитии ребёнка, есть шанс их своевременного устранения.
Согласно требованиям медиков, перед школой ребёнок должен пройти обязательное обследование, за год до школы необходимо показать ребёнка участковому педиатру — в большинстве случаев доктор наблюдает ребёнка в течение нескольких лет и хорошо знает, на что следует обратить внимание в первую очередь. Осмотрят будущего ученика и другие специалисты. Закаливание и гимнастика по-прежнему остаются в списке мероприятий, необходимых маленькому человеку.
Обязательно обратите внимание на состояние носоглотки. Если врач рекомендует удалить аденоиды, нужно обязательно сделать это до начала школьных занятий, это избавит и вас, и ребёнка от ненужных проблем.
Необходимо проверить слух ребёнка. Если обнаружится снижение, лечить его следует до поступления в школу.
Нельзя обойтись без визита к окулисту. Если будет выявлено, что зрение ребёнка снижено, позаботиться об очках тоже надо до поступления в первый класс, ведь ребёнок должен привыкнуть к очкам заранее. Обязательно объясните ребёнку,
что в ношении очков нет ничего постыдного, относиться к этому нужно естественно.
Необходимо посещение стоматолога. Конечно, о состоянии зубов полагается заботиться с самого раннего детства, но перед школой нужно проверить.
Врач-невропатолог поможет справиться с возбудимостью, нервозностью, заиканием, чтобы эти нарушения ребенку не мешали учиться. Логопед займётся исправлением дефектов речи. Их очень важно вовремя выявить и исправить.
Нельзя начинать учебу без посещения врача-ортопеда. Нарушения опорно-двигательного аппарата - искривление позвоночника, плоскостопие, неправильная осанка — встречаются сегодня едва ли не у каждого второго школьника. Поэтому, если ребенку назначено специальное лечение, гимнастика, родителям придётся внимательно следить за выполнением упражнений дома.
Все рекомендации и назначения врачей должны быть восприняты очень серьёзно.
Какой же он, наш первоклассник? Учтите, что на седьмом году происходит бурный рост детского организма. К семи годам рост мальчиков колеблется от 120 до 130 см, девочек - от 115 до 130 см. Мальчик может весить от 22 до 30 кг, а девочка — от 20 до 28 кг. Дети становятся более ловкими, активнее двигаются, могут долго ходить пешком, шаги при этом равномерны, ритмичны, руки и ноги при ходьбе двигаются в такт. Попробуйте регулярно выполнять несложные, но полезные упражнения, которые помогут ребёнку стать более ловким, выносливым, сильным. Лучше, если на гимнастику найдё тся время утром:
• 10 потягиваний;
• 10 шагов на месте;
• 10 прыжков на двух ногах;
• по 5 прыжков на каждой ноге;
• 10 поворотов туловища в стороны;
• 10 наклонов вперёд;
• 10 наклонов назад;
• по 5 наклонов в стороны;
• 10 приседаний;
• 10 вставаний на цыпочки;
• 10 шагов с опорой на наружный край стопы (косолапо);
• 10 подтягиваний коврика пальцами ног;
• 10 захватываний карандашей пальцами ног;
• 10 захватов мяча стопами.
Очень внимательно нужно следить за осанкой ребёнка. И во время занятий, и во время игры, и за столом не забывайте напоминать ребёнку, как правильно сидеть за столом. Для ног приобретите подставочку, потому что согнутые в коленках ноги сидящего за столом ребёнка должны упираться в неё или в перекладину стола.
Прежде всего у ребёнка должен быть свой собственный стол, который будет выше локтя малыша, стоящего рядом, на 2-3 см. Слишком низкий стол приведет к нарушению осанки, высокий — к искривлению позвоночника.
Если школьные принадлежности будут горой свалены на рабочем столе, а выполнение домашнего задания будет сопровождаться поисками нужной вещи — трудно рассчитывать на хорошую успеваемость. Потратьте некоторое время на то, что бы помочь первокласснику определить для разных предметов свои места, помогите запомнить, куда что класть, где что находится.
На столе ребёнка еще могут лежать его игрушки. Наш школьник мал, любимый мишка, машинка или кукла помогают ему во время занятий. Конечно, для игры требуется определённое место, но не стоит слишком резко отрывать ребёнка от его «старых» друзей.
И ещё об одном очень важном моменте. За столом, при не достаточном освещении, ребёнку придётся ниже склоняться к тетради или книге, приглядываться, напрягать зрение, а это приведёт к зрительному утомлению и усталости. Сколько детей испортили себе зрение, читая при тусклом свете! Дневной свет должен падать слева, тогда тень от руки не будет лежать на тетради, слева поставьте и настольную лампу, свет не должен рассеиваться - приготовьте лампу с «глухим» абажуром. Мощность лампочки должна быть 40-60 ватт. Как определить наиболее оптимальное расстояние от глаз до тетради или книги? Кончики пальцев руки ребёнка, поставленной на локоть, должны свободно доставать до виска.
Для ношения школьных принадлежностей лучше подойдёт рюкзачок - его ребёнок носит за плечами, это вырабатывает правильную осанку и развивает грудную клетку. Руки, оставаясь свободными в таком положении, легче удерживают равновесие. Ребёнку легко идти, легче дышится.
В течение последнего дошкольного года постарайтесь создать для будущего ученика режим, близкий к школьному. Особенно это касается времени, отводимого на сон. Укладывайте ребёнка спать не очень поздно, чтобы утром он просыпался рано, тогда и подниматься в школу будет не так трудно и сна для того, чтобы набраться сил, будет хватать.
Есть интерес к учению - есть мотив к учебной деятельности, а это означает, что ребёнок хочет учиться.
С тревогой наблюдая за сыном-непоседой, мама говорит приятельнице: «Я просто не знаю, как он высидит целый урок на одном месте! Как он вообще будет учиться, он совершенно не умеет слушать. Да и потом его каждый может оби деть, он совершенно не может дать сдачи.» Сын крутится тут же и, естественно, прекрасно слышит эти слова. Беспокойство мамы передаётся ребёнку, он и так-то не очень уверен в себе, а теперь вряд ли с большой охотой подумает о школе.
Но когда вы постоянно предупреждаете ребёнка о том, что «вот в школе тебе не позволят», «не будешь делать сей час, в школе придётся», «тебя вообще в школу не возьмут» и т. п., не ждите от маленького человека желания учиться в школе.
Постоянно, на разных примерах, объясняйте ребенку: для того, чтобы учиться, нужно прикладывать усилия. Не всегда приходится делать то, что нравится. Результат полу чается не сразу.
Что делать, если ребёнку не хочется в школу?
Самый простой, казалось бы, способ - заставить! Работа из-под палки не принесёт удовольствия, не доставит радости.
Как же воспитать у ребёнка интерес к учению, желание учиться и при этом не отрывать его от чудесного мира детской игры, ведь детство проходит так быстро и уже не повторяется в будущем. Позволим себе несколько советов:
• Прежде всего, как это не покажется банально, любите ребёнка. Маленький человек должен знать, что его любят таким, какой он есть, но это не значит, что родители не хотят помочь ему стать лучше. Ваше желание заниматься с ребёнком должно быть совершенно искренним — вы с удовольствием с ними общаетесь, а не повинность отбываете.
• Вы должны быть по-настоящему заинтересованы занятиями, ребёнок почувствует, что вам это нужно, и будет стараться и ради себя, и ради вас. Ведь мама (папа, бабушка и т. д.) — это главный человек, и если маме интересно, то и мне тоже. А раз мама так радуется, что я занимаюсь, значит, это действительно здорово!
• Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. «Вот Петя прекрасно читает, а ты.», «Лена считает до 100, а ты только до 10» и т. д. Такие сравнения обижают и отбивают всякую охоту к совершенствованию. Сравнивайте ребё нка с ним самим: «Ты рисуешь гораздо лучше, чем раньше», «Теперь это у тебя получается».
• Отмечайте небольшие достижения ребёнка, как громадные победы. Похвалить за дело — не грех, это поможет почувствовать успех и придаст уверенности, что и дальше всё получится.
• Старайтесь всегда объяснять ребёнку, опираясь на понятные примеры, зачем он выполняет то или иное задание, что он узнает нового. При этом цель работы должна быть ясной и понятной.
• Занимаясь с будущим школьником, двигайтесь от простого к сложному. Выработка любого навыка идёт посте пенно, и переходить к более трудным заданиям можно только после того, как выполнены более простые. Новые знания базируются на уже усвоенных.
• Помните, что наибольшее удовольствие и наибольшая польза получается от той работы, которая проделана самостоятельно. Поэтому старайтесь давать ребёнку возможность самостоятельных усилий и, следовательно, собственных достижений.
«Учимся произносить звуки»
У некоторых детей могут быть нарушения звукопроизношения, чаще всего это касается шипящих, свистящих, звуков «Р» и «Л», иногда недостаточно чётко произносятся слова, особенно если ребёнок говорит слишком быстро.
Полезно проводить с ребёнком специальную гимнастику, включающую понятные и доступные детским возможностям упражнения, их ребёнок обычно выполняет с удовольствием.
Такая знакомая всем и несложная процедура, как вылизывание ложки, очень полезна для развития подвижности языка, выработки точности движений кончика языка. Давайте ребёнку вылизывать ложку — сначала, например, в течение месяца — столовую, затем — десертную, затем — чайную. Снятие кончиком языка капельки с ложки также принесёт много пользы.
Как дела со словарным запасом?
В словаре 6-7-летнего ребенка должно быть около 2000 слов, причё м среди них представлены все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения, предлоги, союзы, частицы. Одним из критериев достаточного словарного запаса является знание так называемых видовых или обобщающих понятий: «Мебель», «Овощи», «Фрукты» и т. д. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, побольше времени находить для общения с ребёнком.
Будущий первоклассник совершенно свободно общается с окружающими — со взрослыми, с детьми. На какие только темы не рассуждают дети! Родители часто удивляются : «Откуда ребёнок всё это знает?» Долгое время вы считали своего ребёнка маленьким, и вдруг (или не вдруг) выясняется, что он способен поговорить практически на любую тему, научился точно подбирать нужные слова. Во-первых, ребё нок слушает и слышит речь окружающих его людей. Во-вторых, каждый день, каждый час ребёнок узнаёт что-то новое, что-то пробует, набирается опыта.
Подготовим руку к письму
Формирование навыка письма — действительно сложная задача, для решения которой требуется соблюдение многих условий, тщательная отработка множества приёмов. Ребё нку трудно удерживать внимание на нескольких направлениях одновременно: и тетрадь должна быть в правильном положении, и ручку не нужно слишком сжимать и давить. У ученика главная цель — написать букву (или слово, но контролировать все приёмы одновременно ему не просто.
Трудности в распределении внимания при письме продолжаются в течение длительного времени, пока некоторые приёмы не станут автоматизированными. Готова ли рука будущего первоклассника к письму, можно определить, оценив его тонкую моторику и координацию движений.
Что такое тонкая моторика?
Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Для родителей особенно важно знать, как развивать точные и достаточно сильные движения пальцев, активизировать работу мышц кисти.
Прежде всего, нужно запастись пластилином, глиной для лепки — лепка замечательно воздействует на мелкую моторику. Упражнения для кисти можно проводить на чисто бытовом уровне — например, застёгивать и расстёгивать пуговицы, пришивать их. Полезно развязывание узелков на шнурках — это доступно всем! Традиционно используется раскрашивание, рисование, аппликационные работы, конструирование, вырезывание, выпиливание, нанизывание бус, плетение, собирание пазлов, мозаики — трудно перечислить все возможные виды деятельности по развитию тонкой моторики.
Кроме того, не следует забывать о том, что тонкая моторика тесно связана с уровнем общего физического развития ребёнка. Поэтому необходимо дать будущему первокласснику возможность активно двигаться, бывать на воздухе, разумно заниматься спортом. Если родители находят время самостоятельно поиграть с ребёнком, то будет полезно пробегать через обруч, вращать обруч, прокатывать и бросать мяч Любые упражнения для тренировки тонкой моторики стимулируют развитие речи и, значит, будут полезны для подготовки ребёнка к обучению грамоте.
Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний.
Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой.
Специалисты выделяют 4 критерия готовности к школе :
1. физический
2. нравственный
3. психологический
4. мыслительный
Физическая готовность:
1. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.
2. Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.
Нравственная готовность:
1. Умение строить отношения с взрослым человеком.
2. Умение общаться со сверстниками.
3. Вежливость, сдержанность, послушание.
4. Отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
5. Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.
Психологическая готовность:
1. Это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
2. Это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
4. Это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
Мыслительная готовность:
1. Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
2. Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, делать выводы из прочитанного, увиденного, услышанного, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».
3. Учить ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса.
4. Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в первый класс должен:
1. Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.
2. Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
3. Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
4. Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.
5. Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).
6. Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.
7. Уметь находить в группе предметов «лишний», (н-р, из группы «одежда» убрать цветок).
8. Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
9. Иметь пространственные представления: право-лево; верх-низ; прямо, кругом, под-над; из-за; из-под чего-либо.
10. Уметь доброжелательно общаться с другими детьми
11. Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.
12. Уметь обслуживать себя.
Уважаемые родители!
Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
Хотите, чтобы ребёнок хорошо учился, да ещё при этом был бодр, весел и здоров, - помогите ему. Подготовка к школе - это не только обучение грамоте или счёту. Потребуется заранее приложить немало усилий - зато и результат порадует пап и мам, и ребенка.