Оксана Ругевич
Консультация для родителей «Почему ребенок в 3 года не разговаривает»
▼ Скачать + Заказать документы
Первые три года жизни ребенка – критический период для речевого развития. Если он не говорит к этому времени, это признак назревающей проблемы, которую нужно решать и не откладывать в долгий “ящик”.
Если к трём годам не начать необходимую коррекционную работу, в дальнейшем для этого потребуется неизмеримо больше усилий. Как моральных, так и материальных.
Норма развития речи в 3 года
Если в 3 года ребёнок не говорит, это обстоятельство настораживает даже тех родителей, кто игнорировал подобное отставание в более раннем возрасте.
Норма развития детской речи в 3 года:
1. Активный словарь (слова, употребляемые малышом) составляет от 250 до 1000;
2. Знает и называет сколько ему лет, мальчик он или девочка, своё имя, фамилию;
3. Начинает изменять (иногда с ошибками) слова в предложениях по родам, падежам и числам;
4. Предложения, произносимые трёхлетним, состоят не менее чем из 3 слов;
5. Малыш в состоянии выполнить многоступенчатую инструкцию типа «положи машинку в шкаф», «поставь конструктор на стол», «положи книги на тумбочку»;
6. В речи большое количество прилагательных, местоимений, наречий;
7. Понимает, что такое «один» и «много», пытаются считать предметы;
8. Рассматривает картинки в детских книжках, запоминает понравившиеся стихотворения и сказки и с удовольствием их рассказывает близким людям.
Анализируя речь своего малыша, нужно помнить о том, что все дети развиваются по индивидуальному маршруту, и чем старше они становятся, тем шире диапазон умений, отличающий одного ребёнка от другого.
Тем не менее, когда уровень развития детской речи значительно отличается от речи сверстников, следует провести диагностику с участием квалифицированных специалистов и понять в чём причины такого отставания.
Если в возрасте 3 лет наблюдается полное отсутствие речи, у ребёнка серьёзные проблемы — необходимо срочно посетить невролога!
Если ребёнок в 3 года плохо говорит:
1. Он имеет ограниченный лексикон, состоящий в основном из существительных, реже глаголов, звукоподражаний, лепетных слов.
2. Его разговоры похожи на речь иностранца, которого мало кто может понять.
3. При произношении звуков наблюдается большое количество замен, искажений звуков. Например, вместо звука [к], говорит звук [т] (кот — тот, когда он говорит, его язык находится между зубами;
4. Ребенок разговаривает фразами, состоящими из 1–2 слов, с большой неохотой повторяет слова или предложения за взрослыми, или не делает этого совсем.
5. Не может выполнить простую просьбу, не откликается на своё имя, не знает сколько ему лет;
Если ребёнок 3 года не разговаривает — это не лень или недостаток воспитания. У него могут быть следующие проблемы речевого развития:
1. Моторная или сенсорная алалия;
2. Темповая задержка речи;
3. Общее недоразвитие речи (ОНР).
Каждая из этих патологий, несмотря на то, что проявляется схожими симптомами, требует разного коррекционного подхода. Своевременно выявленная проблема позволит подобрать индивидуальный план занятий с логопедом, детским психологом, дефектологом.
Причинами недоразвития детской речи могут быть следующие:
1. Хромосомные патологии, врождённые заболевания;
2. Наследственность, когда в одной семье у нескольких поколений наблюдается позднее начало речи;
3. Патологии беременности и родов;
4. Педагогическая запущенность – бывает не только в асоциальных семьях, где на детей не обращают внимания, но и там, где его безумно любят и стараются выполнять все его прихоти и желания;
5. Заболевания и травмы головного мозга в раннем возрасте.
Советы по стимулированию детской речи:
1. Сопровождайте своими комментариями все действия, касающиеся совместной деятельности с малышом, поясняйте функции отдельных предметов, рассказывайте о том, что интересное вы увидели на прогулке, из окна автобуса или автомобиля во время поездки. Пусть вы не получите пока отклика от ребёнка, но его пассивный словарь будет неуклонно пополняться.
2. Следите, чтобы ваша речь была эталоном, имела чёткое звучание и правильное произношение.
3. Читайте детскую литературу, побуждайте к повторению фраз и строчек из стихотворений, рассматривайте иллюстрации, поясняя то, что на них изображено.
4. Не оставляйте малыша один на один с телевизором или планшетом, смотрите мультфильмы и играйте в игры вместе, поясняя названия героев и действия персонажей.
5. Научите малыша собирать мозаику, нанизывать бусины на шнурок, делать постройки из кубиков, раскладывать крупы, горох, фасоль по тарелочкам, ведь развитие мелкой моторики активно стимулирует речевые зоны мозга.
6. Выучите несколько пальчиковых игр или потешек и играйте в них чаще, такое занятие тоже развивает речь и мелкую моторику.
Постарайтесь не бросаться на помощь к ребёнку, выполняя его молчаливые просьбы. Он должен выражать своё желание словами. Иногда мощным толчком для преодоления темповой задержки речи становится пребывание в детском коллективе, на совместных развивающих занятиях. Если ему захочется общаться со сверстниками, малыш постарается применить все имеющиеся у него способности.
Внимательное отношение к проблемам задержки речи трёхгодовалого ребёнка, своевременная диагностика нарушения, вовремя начатые занятия со специалистами позволят сократить время на необходимую коррекцию и предупредить дальнейшие отставания от сверстников.