Холоша Виктория Сергеевна
Консультация для родителей по воспитанию ребёнка с аутизмом
▼ Скачать + Заказать документы
по воспитанию ребенка с аутизмом.
Аутизм - это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также стереотипностью в поведении и интересах, крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в свой собственный мир.
Публикация «Консультация для родителей по воспитанию ребёнка с аутизмом» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Трудно оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как ребенок болен аутизмом, пытается адаптироваться в скоротечном современном мире. Хотя формы подобных расстройств варьируют от легких до тяжелых, многие больные этой болезнью проявляют исключительные способности к музыке или других видов искусств. Стоит их немного поддержать и адаптация их в обществе станет вполне реальной. Аутизм не является результатом плохого воспитания.
РАС (расстройство аутистического спектра) характеризуется нарушением всех сфер психики – сенсомоторной, познавательной, речевой и эмоциональной, а также недостаточным развитым социальным взаимодействием с окружающими.
Как же распознать ребенка с аутизмом
Недостаточное развитие языка, отсутствие речи, у детей раннего возраста, как правило, наблюдаются нарушения зрения, речи (им трудно говорить, они чрезмерно застенчивы, часто повторяют одни и те же слова по несколько раз подряд. Ребенок не понимает речь других людей, сам не стремится разговаривать, общаться с другими людьми, даже с родителями. В речи ребенка, в основном, присутствуют эхолалии, ребенок иногда повторяет обрывки элементов речи, которые он услышал от других людей или по телевизору. Ребенок не понимает сложных языковых конструкций. Ребенок с аутизмом понимает только односложные слова-команды: «Ешь», «Сядь». Ребенок не может абстрактно мыслить, анализировать и обобщать. Чаще всего ребенок не понимает местоимений мой, твой, их. В то же время у него может достаточно интенсивно развиваться "автономная речь", "речь для себя".
Зрительное внимание детей с аутизмом крайне выборочно и очень кратковременно, ребенок смотрит как мимо людей, не замечая их и относится к ним как к неодушевленным предметам. В то же время характерна повышенная впечатлительность, реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны. Такой ребенок может не замечать отсутствия близких родственников, родителей и чрезмерно болезненно и возбужденно реагировать даже на незначительные перемещения и перестановки предметов в комнате.
Ребенок, страдающий аутизмом, редко играет с игрушками, редко проявляет интерес к ним. Игра ребенка с аутизмом заключается в наборе простых движений - он дергает кусок одежды, крутит веревку, сосет или нюхает части игрушек. Эти признаки аутизма проявляются после достижения ребенком возраста 1 года. Сюжетно-ролевые игры со сверстниками у таких детей не развиваются.
Ребенок с аутизмом требует постоянного контроля, он не понимает и не может оценить опасности окружающего мира. Малыш не может переходить улицу, потому что не воспринимает движущиеся машины и может пострадать. Такой ребенок не понимает опасность, исходящую от падения с высоты, игры с электроприборами, острых предметов и т. д.
Несмотря на безразличие к окружающему миру, ребенок с аутизмом может очень часто проявлять вспышки гнева и агрессии. В основном, эта агрессия направлена на самого себя. Ребенок до крови кусает свои руки, бьется головой о мебель и пол, бьет кулаками себя по телу и лицу. Иногда эта агрессия возникает против других людей, и ребенок при любой попытке контакта царапает, кусает или бьет окружающих. На любой запрет или попытку связаться ребенок может внезапно проявить безудержную агрессию. У ребенка с аутизмом часто присутствует синдром навязчивых движений - он раскачивается стоя или сидя, долгое время бесцельно хлопает в ладоши, вращает и крутит различные предметы, долгое время смотрит на мир, огонь, вентилятор и т. д. Ребенок вместо игры может выстраивать различные предметы и игрушки в аккуратные ряды. Ребенок может долгое время без эмоционально подпрыгивать, приседать.
На заметку родителям!
• Аутизм – это не болезнь!
• Дети- аутисты - особые дети, зачастую очень одаренные.
• Не стоит стесняться такого ребенка!
• Поддерживайте своего ребенка и дарите ему свою любовь.
• Наблюдение и осмотр ребенка должен проводиться в условиях, максимально приближенных к привычным, так как стресс может исказить диагностическую картину.
• Таблеток от аутизма не существует, они всего лишь купируют симптомы.
• Ранняя диагностика аутизма проблематична, так как задержки в развитии могут быть обусловлены индивидуальными особенностями развития.
• Положительные результаты достигаются применением целого ряда методик.
• Если один или несколько симптомов проявляются в раннем возрасте у детей из группы риска, следует начать коррекцию, не дожидаясь трех лет.
• Чем раньше начнется коррекция, тем эффективнее результат!
• Психотерапевтическая работа с ребенком и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, устранения тревожности, страха, а также на коррекцию и укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.
Услышав диагноз, многие родители ощущают себя бессильными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Родитель должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире. Научитесь терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя в слух каждое его слово и жест, создайте ребенку личное пространство, где ребенок сможет побыть один, расслабиться, успокоиться и поиграть, всегда хвалите и поощряйте ребенка за его успехи и поведение. Сделайте жизнь ребенка понятной и предсказуемой для него. Так же необходимо совместно проводить работу с логопедами, психологами, дефектологами, которые работают с вашим ребенком. Родители должны знать и понимать, что происходит на занятиях и соблюдать рекомендации специалистов. Соблюдение единых требований поможет ребенку закрепить все его успехи.