Белова Татьяна Михайловна
Консультация для родителей по организации совместного чтения художественной литературы (3–4 года)
Трёхлетний возраст является очень важным этапом в развитии ребенка. В этот период малыш усваивает колоссальный объём информации, обогащается его речь. В этом возрасте ребенок уже умеет не только слушать художественную литературу и рассматривать красочные иллюстрации, но и испытывает удовольствие от общения с книгой. Трехлетний ребенок способен пересказать произведение, опираясь на картинки и подсказки взрослого.
Публикация «Консультация для родителей по организации совместного чтения художественной литературы (3–4 года)» размещена в разделах
В век современных информационных технологий чтение для детей нисколько не утратило своей важной образовательной функции. Благодаря чтению художественной литературы ребенок активно развивается, постигает целостную картину мира, обогащает словарный запас. В процессе чтения активно развивается воображение, память, формируются ценностные установки.
Важно ежедневно читать художественную литературу ребенку, демонстрируя при этом интерес к этому занятию. Для совместного чтения желательно выбирать удобное время для родителя и ребенка, например, перед сном. Важно, чтобы чтение проходило не в спешке, а в приятной непринужденной обстановке. Это создает позитивный эмоциональный настрой малыша и родителя.
Внимание младших дошкольников еще неустойчиво, поведение остается непроизвольным. Все это приводит к тому, что ребёнок быстро отвлекается и легко отказывается от одного занятия ради другого. Поэтому, если мы хотим сосредоточить внимание ребенка на чем-либо, то необходимо убрать из поля зрения все лишнее, все то, что может его отвлечь (выключить телевизор, убрать из его рук игрушку и т. п.).
Ребенок 3-4 лет еще не умеет самостоятельно опрерировать зрительными образами. Поэтому необходимо подбирать книги, имеющие многочисленные яркие иллюстрации. Они будут привлекать внимание ребенка, помогать ему освоить сюжет произведения и пересказать.
Для успешного запоминания произведений необходимо многократное повторение текста. В результате детки привыкают к тексту и воспринимают его как нечто знакомое, близкое. Возникает положительное эмоциональное подкрепление – чувство удовлетворения, радости. Дети часто просят в сотый раз почитать им одно и то же. Взрослых это может утомлять, зато ребенок получает истинное удовольствие.
После прочтения произведения важно обсуждать прочитанное с ребенком, задавать вопросы по тексту. Это способствует осмыслению сюжета и развитию связной речи малыша.
Произведения, предлагаемые для чтения ребенку должны быть разнообразными по тематическому содержанию и жанровой направленности.
Например, произведения русского фольклора (песенки, прибаутки, потешки, считалки и т. п.). к примеру: «Божья коровка…», «Пальчик-мальчик…», «Сорока-сорока…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Тили-бом…», «Жили у бабуси …», «Тень, тень потетень…», «Как у нашего кота…», «Кисонька-мурысенька…»
Такие произведения дети с удовольствием слушают и легко запоминают, поскольку они предполагают слово, выразительную интонацию, ритмичность, а зачастую мелодию и движения. В последствииэти потешки можно использовать (проговаривать вместе с ребенком) в повседневной жизни: «Водичка, водичка, умой мое личико», активируя тем самым память ребенка, его речь и положительные эмоции.
Для освоения ребёнком всего богатства речи рекомендуется также чтение пословиц и поговорок. Они отличается краткостью, ёмкостью. Пословица легче запоминается, потому что имеет рифму («Поспешишь — людей насмешишь»). Со временем ребенок усваивает не только текст пословицы, но и нравственную ее составляющую. Поговорка дает предмету или явлению выразительную эмоциональную оценку («Маленький, да удаленький»).
Для развития артикуляции полезно читать с ребенком скороговорки(«Сшила Саша Саньке шапку», «У пчёлки жалко жалит жарко» и др.). Проговаривание скороговорок можно превратить впоследствии в интересную игру, изменяя темп речи при повторении скороговорки.
Чтение загадок позволяют развивать умение обобщать, анализировать, выделять значимые признаки предмета. Малышам рекомендуются загадки об игрушках, о домашних животных, о продуктах питания, о предметах, с которыми ребёнок чаще всего сталкивается в быту. Разгадывание загадок приносит малышу радость, ощущение «победы».
Конечно, дошкольное чтение немыслимо без сказок. Соответственно эти сказки должны быть доступными для детского восприятия и не должны быть очень длинными. Простой сюжет и краткость позволяют ребенку дослушать произведение до конца, не утомившись. В сказках дети познают характеры персонажей, модели взаимоотношений героев, обладающих зачастую каким-нибудь одним качеством личности: добротой или коварством, смелостью или трусостью. Сказка помогает ребенку осваивать моральные нормы, ориентироваться в понятиях «хорошо - плохо», «добро – зло». Для младших дошкольников рекомендуются к прочтению такие произведения как «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Лиса и волк», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Гуси-лебеди»и др.
Произведения в стихотворной форме особенно нравятся малышам. Дети с удовольствием слушают их и довольно быстро запоминают. Из классической литературы малышей можно знакомить с произведениями С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Усатый-полосатый» и др., А. Барто «Игрушки», К. Чуковского «Краденное солнце», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», и др.
Рекомендации для родителей :
1. Выбирайте время для совместного чтения удобное для малыша и вас самих.
2. Уберите все отвлекающие предметы из поля зрения ребенка на время чтения.
3. Вместо того, чтобы спрашивать хотел бы ребенок почитать или нет, предлагайте ребенку самому выбрать произведение для чтения.
4. Не отказывайте ребенку в совместном чтении, если он сам вас об этом просит.
5. Прививайте ребенку бережное отношение к книгам, учите обращаться с ними аккуратно.
6. Произведения, предлагаемые ребенку для чтения должны соответствовать его возрасту (не быть слишком сложными или слишком длинными).
7. Художественная литература для совместного чтения с ребенком должна иметь разнообразную тематику (о природе, о животных и т. д.) и жанровую направленность (сказки, потешки, песенки, загадки, стихи и пр.).
8. Читайте выразительно, эмоционально, передавая интонацией смысл прочитанного, характер персонажей.
9. Показывайте ребенку, что чтение приносит удовольствие.
10. В процессе совместного чтения создавайте психологически приятную атмосферу для ребенка, чтобы это занятие было для него желанным и долгожданным (а не ненавистным принуждением).
11. Читайте с ребенком как можно чаще (ежедневно по 15-20 минут в день).
12. Сопровождайте чтение просмотром красочных иллюстраций.
Заучивайтевместе с ребёнком полюбившиеся строчки, напоминая их время от времени, развивая память, образное мышление, чувство прекрасного.
13. Беседуйте с ребенком о прочитанном. Это способствует осмыслению текста и развитию связной речи.