МААМ-картинки

Консультация для родителей по декоративно-прикладному искусству с народным художественным промыслом  «Хохлома»

Татьяна атаманова
Консультация для родителей по декоративно-прикладному искусству с народным художественным промыслом  «Хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые родители!

Сегодня мы хотим поговорить с Вами о нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.

В соответствии с ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, констр[/i]уктивно-модельной, музыкальной).

Публикация «Консультация для родителей по декоративно-прикладному искусству с народным художественным промыслом  „Хохлома“» размещена в разделах

Становление художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом.

Цели:

• расширение и углубление опыта общения с миром искусства;

• развитие художественно-эстетического восприятия;

• формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;

• воспитание патриотических чувств, любви к Родине через произведения искусства.

Главными задачами являются:

-развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной -деятельности, рассматривании произведений искусства;

-учить понимать художественный образ произведения;

-формировать знания о жанрах и видах изобразительного искусства,

-развивать способности при использовании разных изобразительных материалов.

Невозможно представить себе патриотизм и чувство любви к Родине без национальной самоидентификации человека, которая базируется не просто на знании национальной культуры, традиций, обычаев, но и на принятии их. Важной составной частью национальной культуры является народное искусство, в том числе — народные художественные промыслы. Как отмечает отечественный педагог Т. С. Комарова, создатель целостной системы художественно-эстетического воспитания дошкольников, «народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему». Народные художественные промыслы — Гжель, Хохлома, Городецкая и Палехская роспись, Дымковская, Каргапольская, Филимоновская игрушки, Абрамцево-кудринская резьба и Богородская резьба и прочие — являются основой вкуса и эстетики народов России, они лаконичны, при этом — праздничны и оптимистичны, их композиция и колористические решения, выработанные годами, совершенны и очень узнаваемы.

Произведения русского народного искусства, его форма выражения и отношения к реальности, воспринимаемой через богатство тем, уникальное содержание, влияют на ребенка и могут научить образно думать. Они способны через творческое восприятие обычных предметов или явлений заложить основы нравственной культуры, сформировать уважение к результату деятельности многих поколений. Посредством образцов народного искусства, воспитатели формируют в дошкольнике способность не только действовать по образцу, но и творчески применять опыт. Декоративно-прикладное искусство выступает одним из действенных средств в воспитании детей. Как отмечают видные ученые в области художественного образования, декоративно-прикладное творчество, через свою многомерность, простоту образов, их яркость и элегантность воплощения, близко детскому восприятию. Оно развивает их сенсорную чуткость, познавательное мышление, эстетические опыт.

Задачи эстетического развития воспитанников средствами народной художественной культуры :

формирование эстетического вкуса воспитанников; знакомство с народными традициями как носителями народной мудрости и творческого потенциала русского народа, включение их в повседневную жизнь ребенка;

воспитание уважительного отношения к народным промыслам и традициям.

Организуя работу по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства, мы выделяем следующие этапы:

теоретический, который включает в себя тематические занятия: знакомство с предметами народного декоративно-прикладного искусства, ознакомление со знаковой системой народного искусства, знакомство с художественной и народной литературой на заданную тематику;

практический, то есть непосредственно занятия художественно-эстетическим творчеством — рисование, лепка, аппликация в разных формах.

Для закрепления полученных знаний проводим игры «Найди отличия» и «Собери пазлы», направленные на запоминание цветовых и композиционных особенностей Гжели, Хохломы, Дымковской игрушки. Для занятий художественно-эстетическим творчеством мы подготовили методические разработки по рисованию («Гжельские узоры», аппликации («Золотая Хохлома») и по лепке («Дымковская игрушка»). Конструирование орнаментов на занятиях декоративным рисованием вызывает, как правило, у дошкольников устойчивый интерес. При этом развиваются чувство композиции и цвета, способности к анализу (выделение простых элементов узора из более сложных, воображение и творческая фантазия. Сочетание личностной ценности орнамента для ребенка и его объективного значения делает занятия декоративным рисованием одной из самых продуктивных форм организации изобразительной деятельности для детей. Занятия по рисованию «Гжельские узоры» позволяет нам решить две задачи: углубить знакомство с одним из самых известных народных промыслов России и начать формировать знания воспитанников об особенностях декоративной композиции народного искусства. Занятие проходят в два этапа — отработка основных приемов рисования в стиле Гжель (создание простейшего рисунка на полосе бумаге) и создание композиции на подготовленном заранее бумажном шаблоне, изображающем посуду (тарелки, чашки). Одним из лучших дидактических средств, для развития пространственного мышления и мелкой моторики рук детей, по праву, считается занятие аппликацией. Занятие аппликацией позволяет формировать чувство цвета и овладевать умением составлять гармоничные цветовые и композиционные сочетания. Большинство воспитанников ДОУ охотно занимаются аппликацией, что позволяет использовать ее как продуктивное мотивационное средство обучения.

На занятии по аппликации «Золотая Хохлома» решаем следующие задачи:

-формировать умение выделять элементы узора (листок, ягодка, травка, завиток);

закреплять навыки получения деталей для аппликации различными способами (вырезание разными приемами, обрывание, плетение);

учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи. Перед началом занятия воспитанникам показываем видео-презентацию «Детям o Хохломе», затем иллюстративный материал, отражающий основные элементы данного вида росписи и характерные композиционные особенности. После этого раздаем шаблоны-заготовки в виде кухонных досок, а также наборы цветной бумаги из трех цветов — желтый, красный, черный. Воспитатель показывает детям основные приемы вырезания элементов хохломского узора — ягодка, завиток, листик. Затем детям предлагается обдумать будущую композицию и решить, из какого количества элементов она будет состоять. В течение занятия оказывается консультационная помощь воспитанникам, имеющим затруднения в решении композиционной задачи и в вырезании элементов для нее. Как известно, лепка, являясь наиболее безыскусным и доступным для самостоятельного усвоения видом художественного творчества, способствует эффективному развитию многих сторон личности ребенка, начиная от мелкой моторики рук, заканчивая пространственным мышлением. Занятие по лепке «Дымковская игрушка» позволяет закрепить знания воспитанников характерных отличий дымковской росписи. Во время занятия детям про демонстрируются конструктивные особенности дымковских игрушек (пропорции, соотношения частей, обязательные элементы) и показываются приемы лепки. Воспитанникам предлагается выбор — лепка либо дымковского коня, либо оленя. Занятие предваряется рассказом o символическом значении этих животных в русской народной культуре. Все три вида занятия можно обобщить словосочетанием «создание декоративного изображения», в процессе которого у ребенка возникает и развивается интерес к комбинированию как способу получения нового результата в творчестве, активизируется воображение и фантазия. Красочность и гармоничность форм народных художественных промыслов оказывают позитивное влияние на развитие у детей чувства ритма и умения вписывать геометрические фигуры, растительные, зооморфные элементы в орнаментально-творческие композиции, на художественное воспитание в целом. Существенную роль в декоративной работе играет момент художественности, т. е. развитие умения уловить красоту в природе и использовать в своей композиции. В связи с этим большое воспитательное и развивающее значение имеет показ образцов народных орнаментов (роспись по дереву, вышивка, кружево, художественная резьба). Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству способствует развитию творческой инициативности и самостоятельности, развивает наблюдательность и внимание, формирует художественный вкус и стремление к общению с изобразительным искусством, воспитывает художественное восприятие ценностей культуры. Яркость, образность, выразительность народных художественных промыслов способствуют положительному и эмоциональному отношению воспитанников к ремесленникам, к природе и к искусству. Эффективность воспитательных возможностей предметов русской народной культуры определяется их нравственным содержанием, социально-психологическими воздействием, способностью влиять на чувственный мир ребенка, что способствует в дальнейшем оправданию тех требований и ожиданий, которые ему предъявляет общество.

Таким образом, развитие художественно-творческих способностей детей на таких занятиях осуществляется в неразрывном единстве с воспитанием духовно – нравственных и патриотических качеств.

Предлагаем Вашему вниманию презентацию по ознакомлению старших дошкольников с народным художественным промыслом — Хохлома.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт о работе по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе.Фотоотчёт о работе по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе. Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость,.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Гжель. Сине-голубое чудо» в старшей группе Цель: 1. Продолжать знакомить с гжельскими изделиями. 2. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла (детали узора, колорит.

Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству «Празднование Масленицы»Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству «Празднование Масленицы» Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству в рамках проекта "Празднование Масленицы" Тема:«Солнышко на Масленицу».

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству «Посиделки морских обитателей»Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству «Посиделки морских обитателей» Мастер-класс "Посиделки морских обитателей". Материалы: лист бумаги с морским фоном, трафарет "водоросли", гуашь, поролоновый столбик,.

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов «Воронежская матрёшка»Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов «Воронежская матрёшка» Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов на тему «Воспитание патриотизма и эстетического вкуса в процессе изготовления.

Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа «Наши руки не знают скуки» Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа Тема: «Наши руки не знают скуки».В старшей группе № 10. Выполнила:.

Проект по декоративно-прикладному творчеству «Лего-гжель»Проект по декоративно-прикладному творчеству «Лего-гжель» Проект по декоративно – прикладному творчеству. «Лего - Гжель». старшая группа авторы: Зинина Надежда Валерьевна, Корнева Галина Владимировна.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству» Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный (с 25.02.2020 г. по 06.03. 2020г.) Актуальность: Актуальность заключается.

Рабочая программа по народному декоративно-прикладному искусству «Русский сувенир» Программа предназначена для детей 4-5 летСрок реализации программы 1 годПояснительная записка Программа дополнительного образования для.

Творческая работа по декоративно-прикладному искусству в технике оригами «В гости сказка к нам пришла»Творческая работа по декоративно-прикладному искусству в технике оригами «В гости сказка к нам пришла» В начале учебного года во Дворце детского юношеского творчества Кировского района Санкт-Петербурга прошел районный конкурс изобразительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей по декоративно-прикладному искусству с народным художественным промыслом  «Хохлома»
Опубликовано: 4 декабря 2020 в 00:29
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей по декоративно-прикладному искусству с народным художественным промыслом  «Хохлома»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна атаманова (УИ 819070) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД