Лариса Гогулина
Консультация для родителей по автоматизации звуков «По дороге в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители, для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
Участие родителей в речевом развитии ребенка очень важно, оно не должно быть разовым. Каждая беседа с ребенком, речевая игра, упражнение –важная часть сложного процесса формирования речи. Родители часто бывают разочарованы тем, что ребенок, научившись правильно произносить звук изолированно, повторяя его по просьбе взрослых, не произносит его в речи.
Публикация «Консультация для родителей по автоматизации звуков „По дороге в детский сад“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игры по дороге в детский сад
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- Темочки
Автоматизация звука, или закрепление правильного произношения – это следующий этап, не менее, а может более важный, чем постановка звука. И на этом этапе важно сотрудничество логопеда, ребенка и родителей.
Планируя занятия, помните, что:
Они должны быть систематическими, так как у ребенка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения;
Не перегружайте ребенка речевыми занятиями, продолжительность занятия может составлять 10-20 минут;
Поддержите ребенка, похвалите его, даже если успехи незначительны; избегайте слов: «ты сказал неправильно», «это неверный ответ». Лучше сказать: «давай подумаем вместе», «послушай еще раз»;
Следите за своей речью, говорите внятно, не торопясь, инструкция к заданию должна быть простой, четкой, короткой, содержать понятные ребенку слова; резкий тон, раздражение недопустимы, ребенок должен чувствовать себя комфортно;
Начинайте с простых заданий, усложняйте их постепенно. Не торопите ребенка, дайте ему время подумать. Главные помощники в общении с ребенком – терпение, выдержка, доброжелательность.
Введение поставленных звуков в самостоятельную речь ребенка происходит по нарастающей сложности: от проговаривания в слогах, затем в словах, в предложениях и далее в самостоятельной речи.
Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний – очень важный момент в автоматизации звука. На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Предлагаемые игровые задания можно использовать на прогулке, по дороге в детский сад.
Игра «Волшебная палочка» Взрослый задает слово, ребенок заменяет первый звук в этих словах на автоматизируемый, например, звук Ш :
Тапка – шапка Жаль – шаль
Мыло - шило Губы – шубы
Игра «Что вокруг», в которой вы с ребенком по очереди называете предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг. Это могут быть и части предметов, и признаки предметов, или действия, которые можно совершать с предметами или с их помощью, ( например на Р: бампер, руль, мотор)
Другой вариант игры: назвать как можно больше слов с закрепляемым звуком, относящихся к обобщающим понятиям: овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, птицы, одежда, обувь, мебель, транспорт, инструменты, цвета и т. д.
Игра «Назови ласково» или «Назови маленький предмет» (лапа – лапка, лошадь – лошадка, лодка – лодочка – на Л)
Игра «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим (в которых есть автоматизируемый звук) и указывать, какие они:
Почтовый ящик - он синий ; вот кошка – она пушистая. Ребенок и взрослый называют по очереди.
Помните, звук автоматизирован тогда, когда мы его произносим не задумываясь. Ребенку, который только научился произносить этот звук, очень трудно контролировать свою речь. Поэтому не торопите его, старайтесь внимательно выслушать. Если ребенок неправильно произнес звук, поправьте его, но не упрекая, а доброжелательно. А можно обыграть эту ситуацию – поиграть в «Ловца неправильных звуков». Договорившись с ребенком, что когда он будет забывать правильно произносить звук, взрослый будет «ловить» ошибочные звуки и давать ему штрафной билетик (например в виде красного кружочка). Сосчитав их вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребенок. Чтобы списать штраф, надо выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 2-3 за каждый билетик) или придумать предложение (Рысь прыгает на дерево. Кира рисует и др.)