Виктория Бессонова
Консультация для родителей «Периоды адаптации ребёнка в ДОУ»
▼ Скачать +Заказ
ПЕРИОДЫ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА В ДОУ
Для создания оптимального режима адаптации ребенка в
детскому саду необходимо использовать комплексный подход:
1. Взаимодействие с родителями.
Публикация «Консультация для родителей „Периоды адаптации ребёнка в ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
2. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в
группе.
3. Правильная организация игровой деятельности в
адаптационный период, направленный на формирование
эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и
«ребенок-ребенок», на снятие психоэмоционального
напряжения.
4. Отслеживание течения адаптационного процесса.
Работа проводится поэтапно:
1. На первом этапе проводится просветительская работа с родителями во время зачисления ребенка в детский сад. Целью первого этапа работы является сложившееся у родителей мнение, что ребенку будет хорошо в стенах дошкольного учреждения; что родители - всегда желанные гости и к их пожеланиям охотно прислушаются воспитатели; что в детском саду работают люди готовые разделить с родителями заботу о ребенке и вместе искать индивидуальный подход к нему. Доверие родителей передается ребенку. На этом же этап перед началом учебного года психологом проводится консультация для воспитателей «Как помочь ребенку в период адаптации» - знакомство с симптомами трудной адаптации, знакомство с играми и упражнениями направленными на профилактику дезадаптации (на сближение детей друг с другом и воспитателем на освоение окружающей среды).
2. На втором этапе (в период поступления ребенка в дошкольное
образовательное учреждение) основная роль в оптимизации процесса адаптации принадлежит воспитателю детского сада, его задача помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе. Воспитатель постепенно знакомит ребенка с группой (приемной, игровой, спальней, умывальной комнатой, организует игры, направленные на сближение детей между собой («Под зонтом», «Чудесные камешки», «Угощение для игрушек» и т. п.). Для детей важна возможность приятного физического контакта со взрослым, ощущение защиты, тепла, ласки. Воспитатель обеспечивает это через объятия, поглаживания, носит ребенка на руках. В этот период используются элементы музыкотерапии. Второй этап включает также первичную диагностику - обследование проводится одновременно в двух направлениях: первое - характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей, что позволяет составить прогноз условной адаптивности ребенка; второе - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада.
3. На третьем этапе проводится психопрофилактическая работа психолога с родителями - это индивидуальные консультации по запросу и групповые консультации (родительское собрание) и детьми - в 1 младшей группе это индивидуальная работа с целью установления контакта с ребенком, снятия психоэмоционального напряжения, во 2 младшей-средней группе проводится цикл занятий, разработанные игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов. В старшей подготовительной группе постепенное включение ребенка в развивающие занятия.
4. Четвертый этап заключается в контрольной диагностике через месяц посещения ребенком детского сада, для оценки психоэмоционального
состояния детей.
5. На заключительном этапе проводится анализ результатов, делается вывод о степени адаптации (легкая, средняя, тяжелая, подводятся итоги работы. Для детей с проблемами адаптации возможно составление индивидуального адаптационного маршрута.