Мария Березина (Тырина)
Консультация для родителей «Папино воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Было у царя три сына…
Очень многие сказки начинаются именно с этих слов. Тем самым народная мудрость подчеркивает – мужчина не только глава семьи, но и главный воспитатель своих детей, сколько бы их у него ни было. И чем больше в семье детей, тем многогранней и сложнее становится роль отца в их жизни.
Публикация «Консультация для родителей „Папино воспитание“» размещена в разделах
Воспитать – это значит напитать ребенка своей любовью, заботой и уважением. Для гармоничного воспитания и развития ребенка всегда считалось важным общение и с мамой, и с папой. Конечно, деление на мамино и папино воспитание весьма условное. Мы знаем, что мама «питает», заботиться, любит. Мы понимаем что, и папы также проявляют свою любовь к детям. К сожалению, некоторые мужчины считают, что им следует подключаться к воспитанию детей, когда те подрастут до пяти-шестилетнего возраста. Примерный мужчина – это примерный папа для своего ребенка. Это тот, который воспитывает ребёнка не словами, а своим примером, словом. Поэтому очень важно, чтобы мама ставила папу в пример, показывала его значимость: «Давай посоветуемся с папой», «Папа тебе поможет». При этом он демонстрирует лучшие мужские качества – силу, добродетель, умение обращаться с женщинами, непоколебимость, и вместе с тем умение заботиться, быть не только главой семьи, но и добрым другом, товарищем по играм, человеком, готовым со всей серьезностью отнестись к детским заботам, тем, кому можно довериться без страха быть осужденным или высмеянным. Поэтому папино участие необходимо ребенку с первых дней жизни. Известно, что в утробе матери дети различают звуки, и низкий голос папы плод лучше слышит, чем мамин голос. Отцы в большей степени, чем матери, приучают детей к соответствующим половым навыкам поведения.
Папы испокон века, как высший духовный отец, дают ощущение защищенности, безопасности, мужественности и ответственности у мальчиков, уверенности в собственной уникальности у девочки.
Отец для мальчика как наставник, помощник, не только должен указывать путь, но и вместе идти по указанному пути, поддерживая в трудную минуту, руководить, спрашивать смысл, урок, суть пройденного испытания, проверить и разъяснить усвоен ли урок, учить делать самостоятельный выбор, принимать верное сильное мужское решение, на своем примере показывать и развивать мужские качества – верность, твердость, добросовестность. Отец дает мальчику свободу в сочетании с требовательностью, любовью, уважением. Учит терпеливо переносить боль, закалять тело, вступать в спор или в бой, только в случае, когда противник достоин подобной борьбы. А также учит закалять дух, склоняться перед истиной, уметь признавать ошибки, оценивать свои достоинства и уважать других, воспитывать влечение к добродетели, руководствоваться совестью, разумом, пробуждать благородную любознательность, умеренность в наслаждениях, неприхотливость в пище и еде, справедливость и доброту в сврем поведении, научить познавать самого себя, ум и изящество в речах, стойкость в болезнях, скромность в забавах, порядок в домашних делах. Чтоб душа стала вместилищем философии мудрости, которая выражается в живости, радости, спокойствии и удовлетворенности, добродушии.
Любому мальчику нужен отец, умеющий демонстрировать ему свою любовь и ласку, уважающий его личность, помогающий сыну стать дисциплинированным и научиться управлять своим поведением. Кроме того, конечно, каждый мальчишка мечтает о таком отце, который бы уделял ему как можно больше своего внимания и посвящал в такие традиционно «мужские» занятия, как работа в гараже, походы, рыбалка, спорт.
Главная задача – научиться пользоваться благами мира, соблюдая известную меру, а также сохранять твердость теряя их. Совершенствовать внешность и тело вместе с душой.
В целом, общение между отцом и сыном должно строиться на отношениях мужского братства. Это значит не сюсюкаться, хвалить искренне. Тогда мальчик охотнее расскажет ему о своих «мужских» увлечениях и интересах, без страха быть осужденным и высмеянным. Сыновья, которые были эмоционально близки и контактировали со своими отцами, считают исследователи, в будущем успешнее в бизнесе, лучше проявляют отцовский инстинкт. И если папы высмеивают каждое самостоятельное занятие ребенка – пытается ли он нарисовать картину, хоть и не умеет еще толком держать кисточку, строит ли он ракету из табуреток или «штаб» на дереве, у малыша быстро пропадет охота заниматься. Да и другими занятиями вскоре у него может пропасть желание заниматься, рискуя вновь быть высмеянным или не понятым родителем.
Воспитание отцом для девочек не просто опыт общения с родителем, но и первый пример мужчины, на который, возможно, она будет потом ориентироваться, выбирая себе спутника жизни. В тесном эмоциональном общении, когда с первых дней жизни, папа меняет памперс, помогает искупать, гуляет, кормит из бутылки, играет, закладываются женские качества: эмоциональная отзывчивость к полусловам, полуинтонациям, чувствительность к взглядам, а также внутренняя связь с семейными традициями, хозяйственность в домашних делах, верность, целомудрие, ,интерес к другому человеку, умение проявлять любовь и заботу. Пока девочка маленькая, она ждет от отца обычного внимания, теплоты, участия в своих играх и занятиях. Она мечтает о таком отце, который стал бы для нее интересным собеседником и другом, помощником в учебе и проводником в мир за пределами маминой юбки.
Папа, обучая девочку правилам безопасности, – ставит акцент на том, как следует вести себя в различных ситуациях, чтобы не попасть в беду, а не на негативных последствиях того, если малышка не сумеет себя защитить и обезопасить. Общаясь с папой девочка научается различать прикосновения хорошие и не очень, какие прикосновения считаются позволительными, а какие нет. Девочке хочется видеть рядом с собой отца, который бы подавал ей пример поведения настоящего мужчины, мог обсуждать с ней важные для нее вопросы и проблемы, но при этом не вмешивался в ее отношения с противоположным полом.
Главное – создать фундамент, чтобы девочка чувствовала свою уникальность, любовь, её желания и переживания принимаются, не игнорируются. Важно научить девочек быть благодарными, уметь сочувствовать, прощать.
И мальчикам, и девочкам важно слышать от отца - «Я тебя люблю, я доволен тобой, ты мне нравишься!» Говоря эти слова детям каждый день родитель закладывает основу самоуважения, уверенности в собственных силах.
Ценный опыт получают дети занимаясь дополнительно в кружке или развивающей студии. Ребенок, безусловно, осваивает соответствующие навыки и получает определенные знания. Не исключено, что в будущем они станут фундаментом его профессиональной деятельности. Но кроме этого дети приобретают огромное количество и других, не менее полезных, умений и качеств. Папа может своей увлеченностью, непринужденной манерой общения, артистизмом, добрым и уважительным отношением к их личности, неуемной фантазией и изобретательностью, развить интерес к наукам, занятиям, хотя бы ради общения с интересными взрослыми людьми.
Дети взрослеют, деньги становятся для них барометром собственной значимости и самоуважения. К сожалению, есть дети, которым вместо отца нужен «денежный мешок». Вероятно, так сложилось, потому что отцы с самого начала не пытались стать нужными своим детям в плане общения, совместного досуга, не задумались вовремя о том, какими их хотят видеть дети. В результате некоторые папы посчитали, что их главная функция в семье – это зарабатывание денег, а все остальное – забота мамы. Такие папы сами обесценили собственную роль в жизни детей и стали нужны им только в качестве источника денег и других материальных удовольствий. Дети рано приходят к пониманию того, что за деньги можно купить все, что для них так желанно, – игрушки, сладости, развлечения, друзей и славу. И значительно позже они приходят к осознанию того, что деньги имеют свойство заканчиваться, быстро расходоваться, исчезать. Это открытие может сделать их еще более зависимыми от денег или подтолкнуть к более
разумному обращению с ними.
Первый путь ведет к полному подчинению разума деньгам. Второй – открывает перед ребенком новые возможности самостоятельного управления как деньгами, так и собственными потребностями. Это дорога, должна сопровождаться грамотным наставничеством. Способность разумно управлять своими финансами у взрослых людей напрямую зависит от того, какой они получили в собственном детстве опыт распоряжения карманными деньгами. Можно с уверенностью сказать, что карманные деньги являются одним из важнейших способов обучения детей азам финансовой грамоты.
Детские психологи рекомендуют папам:
Выдавать детям карманные деньги можно только лет с 6–7. При этом желательно договориться с ребенком о том, на какие расходы предназначены эти деньги (обед в школьной столовой, походы с друзьями в кино, на дискотеку, в интернет-клуб, мелкие покупки и т. д.).
Малышам «выплаты» можно производить еженедельно, а подросткам психологи рекомендуют давать определенную сумму раз в месяц. Такой «график» должен быть неизменным и не зависеть от поведения и оценок ребенка или настроения его родителей.
Но родителям не следует навязывать ребенку «статьи» расходов. Смысл карманных денег в том, чтобы ребенок научился ими разумно распоряжаться и тратить по собственному усмотрению. Хотя делать это умеют далеко не все взрослые.
Задача родителей – как раз поддержать ребенка в его стремлении и дать ему понять, что мечта может быть осуществима, только если он приложит силы, необходимые для ее воплощения в жизнь. И если такой ребенок в будущем все-таки не станет миллионером, то, во всяком случае, позаботиться о себе и своей семье он, скорее всего, сумеет всегда.
Каждому отцу не терпится поскорее услышать от своего малыша первое слово! Оно становится предметом родительской гордости и показателем развития ребенка. А какому отцу не хочется, чтобы первым или хотя бы одним из первых слов малыша прозвучало «папа». Наверное, об этом мечтает почти каждый мужчина.
Задача отца – попытаться построить свои отношения с малышом так, чтобы этот опыт расширялся. Никакими специальными навыками, приемами или сверхвозможностями, выходящими за рамки мужского опыта, вам для этого владеть не надо. Достаточно лишь 2 минуты уделять положительного внимания малышу и радостно реагировать на его любые попытки проявить акитивность. Ребенок должен видеть, что папа заинтересован в его активности. Это станет первым «кирпичиком» отца в фундамент развития ребенка.
Хорошо, если папа будет каждый раз обращать внимание на то, чему малыш уже научился, с чем справился сам или с небольшой помощью: «Ты уже сам надеваешь куртку! Какой ты большой!». Только так отец и ребенок смогут по-настоящему гордиться друг другом. Первый – тем, что сумел воспитать своего ребенка самостоятельным человечком без наказаний, упреков и страха. А второй – таким замечательным папой, позволяющим ему быть самостоятельным.
Очень важно давать малышу возможность самостоятельного выбора в каких-то пусть даже самых незначительных и обыденных ситуациях. Тогда он почувствует, что с его «я» взрослые считаются и уважают. Благодаря этому ребенок вырастет самостоятельным и независимым от мнения окружающих, научится делать собственный выбор и нести за него ответственность.
Задача папы при этом – постепенно психологически отпускать ребенка в жизнь за пределами семьи, по-прежнему оставаясь для него самым родным и близким в этом мире человеком.
Главное, чтобы в каждом контакте взрослого с крохой отчетливо прослеживалась забота, любовь и все позитивное, что мама и папа стремятся дать своему ребенку.
Если папа вечно работает? Семья в разводе. Не беда! Важно не количество, а качество общения ребёнка и отца. Главное - установить время, когда папа сможет выходить на связь. А дефицит «живого» общения можно компенсировать в выходные и отпуск. Такое общение может быть даже продуктивнее каждодневного. Ведь ребё нок и отец успевают соскучиться друг по другу: у них накапливается много
новостей, возникает желание делиться впечатлениями или просто гулять, взявшись за руки.
Некоторые мужчины стесняются говорить ребенку о своих чувствах на людях, считая, что все эти сантименты – не мужское дело. Однако молчаливый отец, уткнувшийся в газету, – это скорее пережиток прошлого века, перекочевавший с детских площадок в анекдоты. Сегодня в моде заботливые и ласковые отцы, не чурающиеся своих чувств к ребенку, знающие язык любви – слова, прикосновение или дружеское объятие, внимание, подарки, забота, поддержка.
Интересно почитать известную книгу «Как любить ребенка» легендарного польского педагога Януш Корчака, наших современников – Росс Кэмпбелл, американского психолога, автор книги «Как на самом деле любить своего ребенка» и Гинтарас Хоментаускас, литовского психолога, написавший книгу «Семья глазами ребенка», «Настольную книгу для родителей» Игоря Павлова.
Для любого мужчины вопросы, связанные с семьи, – это шанс усовершенствовать свое не только отцовское мастерство, научиться не повторять родительских промахов, но и полная реализация своего личного потенциала. Желаю вам успехов в раскрытии своего потенциала!